ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ МАГИЯ ПРЕДКОВ Наш форум посвящен Практической Высшей Магии Предков Темы : Ритуальная и Обрядовая Магия , Колдовство , Чернокнижие , Эзотерика , Любовная Магия , Целительство , Знахарство , Руны , Таро , Талисманы , Амулеты , Обереги , Духовному развитию ! |
Добро пожаловать в наш форум ! |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
Последние темы | » Заговор на спички от раздора в семьеСб 16 Ноя 2024, 20:15 автор Марго» Навязчивые и пугающие мысли при неврозе-как справиться?Сб 16 Ноя 2024, 20:07 автор Марго» Шесть видов мужской любвиСб 16 Ноя 2024, 20:03 автор Марго» Депрессия. Новый симптом тяжёлой депрессииСб 16 Ноя 2024, 19:58 автор Марго» Разговор без слов эзотерики и психологияСб 16 Ноя 2024, 19:56 автор Марго» Посеешь характер-пожнёшь судьбуСб 16 Ноя 2024, 19:53 автор Марго» Почему сложно изменить свои убежденияСб 16 Ноя 2024, 19:50 автор Марго» 20 ценных советов врача-терапевта Владимира ЛевиСб 16 Ноя 2024, 19:45 автор Марго» Помогать или не помогать?Сб 16 Ноя 2024, 19:42 автор Марго» Родительское выгорание-тревожные признакиСб 16 Ноя 2024, 19:39 автор Марго» Восемь важных видов интеллектов человекаСб 16 Ноя 2024, 19:35 автор Марго» Шесть способов развития себя и своей интуицииСб 16 Ноя 2024, 19:33 автор Марго» О крещении, печатях и «я-туда-не-хожу»Пн 14 Окт 2024, 19:56 автор Марго» Подавленные эмоции не умираютПн 14 Окт 2024, 19:54 автор Марго» Самообман разрушает жизньПн 14 Окт 2024, 19:52 автор Марго» Как копить деньги на похороныПн 14 Окт 2024, 19:49 автор Марго» Каким ты видишь этот мир, таким и он будетПн 14 Окт 2024, 19:44 автор Марго» Кто такие низковибрационные людиПн 14 Окт 2024, 19:38 автор Марго» Энергетические вампиры и эмпатыПн 14 Окт 2024, 19:36 автор Марго» Психологическая травма ставит нашу жизнь на тормозПн 14 Окт 2024, 19:31 автор Марго |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 705, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 705 :: 3 поисковых систем
Нет
Больше всего посетителей (848) здесь было Вт 19 Ноя 2019, 07:24
|
ФАЗА ЛУНЫ |
|
|
| Лицевой травник конца 18 века | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Марго Администратор ВМП . Практикующая Ведьма специалист по Черной , Любовной , Денежной Магии
Сообщения : 56369 Дата регистрации : 2014-08-23 Откуда : из леса, где много диких партизан
| Тема: Лицевой травник конца 18 века Вт 17 Фев 2015, 17:52 | |
| Золотуха Есть Трава золотуха, ростет на борах, на раменских местах при осинниках, ли[с]тиками маленька в пядь, на одном корени волотей по десети, а сама, что золотом перевита от корени. Цвет быльцы белыя. Добра от порчи давать и топ[ить в ме]ду или в котором человеке д[иавол, то за]претит, поможет Бог. А давать ея в золотники.
Суровец Есть трава суровец, рос[тет при во]дах в локоть вышины, краснов[ат, ли]с[т]ки, что елочки. Добра от цынги и [от я]щериц, парить с квасом: хлебай и держи во рте - поможет Бог.
Шам Есть трава шам, она ж и жабная, ростет листы язычком, видом, что капуста. Добро от жабы парить: хлебай и прикладывай. Ростет по старым лугам и по новым добрым местам.
Вороновой Есть трава вороновой, ростет по раменским местам, ростом в пядь, лист накрест и среди их ягодка, а корень тонок бел. И та трава добра хлебать битому, на котором чирьи и короста, а корень к зубам добро, у кого мехирь не стоит, пей в вине и хлебай в молоке, станет стоять лутчи перваго.
Варах Есть трава варах, а ростет в стрелу, как деветисил. Кто ея утопит и пьет на тоще сердце, кто хмельное пьет может и отнюд не станет пить. А ея цвет таков, как на деветисиле, отхож к хмелю. Возьми окуня три из реки и губы у них подрежь, и спусти в ту же воду живых, и губы утога тою травою - и то будет. Та же трава от тороканов.
Мачиха Есть трава мачиха, а ростет лапушниками, одна сторона бела и листочки накрест по земли тянутса, желто ж. И от утробы, хоть и крововые коли, и тебя Бог помилует, добро человеком и скотом давать. Утолки мачихи и прикладывай ко главе на темя - всякую болезнь из главы вытянет.
Перекоп морская Есть трава перекоп морская, мала собою, листом темна, а цвет ворон, как отцветет - стручками, видов добра. От нее и спит всякая гадина ядучая, и против дягинье не может. Человеку положить в головы - спи[т] три дни немочно. Положить против воды и вода раступитса. А корень как есть человек.
Ужминца Есть трава ужминца, а ростет при раменских местах, при земле видитса, будто зерно. И та трава, у кого ум рушитса, держи при себе в запасе.
Воронец Есть трава воронец, ростет на боровых землях, ростом во он же, цвет бел, корень красен. Угодна давать женам и девам - горети по том человеке начнут. Вельми надо знать человеку.
Насъон Есть трава насъсон, ростет на раменских местах, на добрых землях при орешниках, ростом в колено, цвет красноват, листочки, что стрелки или что стрельные железа, наверху стрючки, а в стрючках семечка, корень бел. И та трава от сонной грезы и всякой скорби нутряной, а семечка добры, у кого бель на очах, стирать с медом, поможет Бог.
Погибелка Есть трава погибелка, ростет на борах в марте месяце, цвет лазорев. И та трава давать от грыжи, или женам дай - ино детей не будет, а в другой год дай - и дети будут. А рвать ея марта 5 день.
Баклан Есть трава баклан, ростет при реках и озерах, собой высока - сколько воды, так и она велика, цвет желт, листы круглы, корень бел. Добра давать коровам и коням, кой дряхлы не ведутса, а которой человек труден и забываетса - пей и хлебай, парь и тело, и главу складывай, поможет Бог, и пот страшен пойдет, и скорбь выдет вон.
Саморостец Есть трава саморостец, ростет на старых лузех, ростом в пядь, наверху что шабка, корень бел. Добро пить в молоке или в уксусе, кого чемерь схватит, на исходе сердце чистит и грудь ломит - здрав и легок будет.
Буган Есть трава буган, ростет на борех и на болотах, кустиками связана, цвет желт, добра она топить избу и коркою черемуховою - отнюд тараканов не будет.
Царь Иван Есть трава Царь Иван, ростет при морях и при больших реках, собою в локоть, от одного корени три отрасля, а цветов на ней дватцеть один разных. Добра давать кликушам утопя пить в квасу или в уксусе.
Петров крест Есть трава петров крест, цвет желт, сама высока. Угодна давать коням к ранам сечаным и людям с папутником - помогает Бог. А корень ея желт.
Ливакум Есть трава ливакум, ростет зело лицеи, цветом синь. И выкопать ея месяца майя в первый день о вторника. А под коренем ея найдешь камень, именем енетриуг, и держи в аще где идешь - никто тебя не видит.
Левуппа Есть трава, имя ей левуппа, собою мала, в день ея не найдешь, искать ея в ночи, на ней два цвета: один желтой, другой красной - в ночи, что свещи, горят. Когда как встанешь поутру рано, умывайса с них - и тот человек кажетса пред всеми людьми, и честь велика ему от всех человек будет.
Райская Есть трава Райская, ростет кустиками. И ту траву положи жене спящей - и она все скажет: с кем была, что говорила или зло мыслила.
Ахтоном Есть трава ахтоном, цвет притемен, а видом синя, четыре цвета: червлен, зелен, синь, багров. И та трава добра. Аще на бой пойдешь - возьми с собою: напрасных ран Бог хранит, не страшитса конь; или на суд пойдешь - возми с собою: и великих чинов тебя любят люди. А ростет она при реках и при болотах.
Деветисил Есть трава деветисил, который человек з деветисилом и с кропивой пить порану и хлебать, у того человека очи светлы вельми, и голос толст и светел, и кто его яст порану - пособит, у кого серцо болит - корень толчен мелко и смешен с пресным медом подобно мази, и то пристоит, от того кашель уйметса.
Еиндринкт Есть трава еиндринкът, а ростет та трава при реке, при камени, на сильных местах и на старых лузех. И та трава добра, собою голуба, ростом в локоть, цвет рудожелт, листочки белы. И та трава добра, кто окормит человека насмерть, и давай ему пить - ино вынесет верхом и низом. А корень тоя травы добр от зубной болезни, и пастух носи при себе, чтобы стадо не росходилось, и кто тебя не любит - дай ему пить, и он тебя станет любить и отстати не может до смерти, да быть, и зверя приучишь - дай ему есть.
Иванов крест Есть трава Иванов крест, а ростет в локоть, а цвет багров, а ростет кустиками дятлевина, а корень все кресты - связан крест за крест. Давать та трава молодым детям в молоке - ино скорбь не вяжетса, или которая жена месечною скорбию одержима - и ту траву хлебать, помилует Бог. А кто и: пойдет в пир, возьми с собою от еретиков, помилует Бог.
Царь Симан Есть трава Царь Симан, ростет она на старых местах и зеленых лугах, ростом в стрелу, на ней два цвета: один синь, другой красен, лист мал, что денешки больши. Та трава угодна ко всяким вещам и ко всяким болезням.
Коновей щавель Есть трава коновей щавель, ростет на прелых землях, ростом в конопель, что метла, в семечка. И та трава и корень побитой человек которой, и приступает к нему в сердце кровь, дай с вином или с уксусом пить - поможет Бог, или с соком конопляным - вельми помогает. У кого уши болят - навари ж в воде, и ту воду в ухо пущать - уйметса болезнь.
Земленица Есть трава земленица. Добра та трава очи парить, у кого преют, а парить с листом смородинным, а корень, у кого зубы болят, и клади на зуб, и от того уйметса.
Иова Есть трава Иова, ростет на лесах и на больших степях, ростом мала, что иголка бела, а иная черна, цвет на ней, что пыль синяя. И ту траву кто найдет - и он заблудитса, а только будет тот без ума, а только в мельницу кинешь, то одноконно всю расторшит.
Адамова голова Есть трава Адамова Глава, ростет собою в локоть кустиками при болотех раменских, цвет на ней рудожелт, кувшинцами, а листов на ней по девяти и по двенатцети. И та трава имать в Иванов день к вечеру или поутру на зоре рвать и пронять ея сквозь злато или сребро, или сквозь крест серебряной. А угодна та трава, которой человек порчен злою порчею, дать пить, утопя в уксусе с травою пострелом на исходе, тот час здрав будет. А корень угоден давать, которыя жены детей не родят, дать пить в молоке козье, будет добро. А цвет ея угоден носить на себе на главе - и тот человек будет достоин всякой чести и почтен будет везде, потому что трава именуетса царь. А корень ея как есть человек.
Савикт Есть трава савикт, ростет при морях и при великих реках, и припольниках, ростом походила, как кропива, цвет на ней кропивной походило. И та трава добра, когда живет поветрие на люди и на скот на которой-небудь, дай пить, истолкши с травою лебедою и с хмелем в уксусе или в квасу, да поможет. Да та же трава добра к ознобу - кого озноб держит, утри с маслом с коровьим да смеси въместо и мажьса - ино ходи наг или бос, не будет ознобу. Та же трава добра, у кого усови, - пей с нея, покинет. А ростет она и по огородам всяким.
Велижь Есть трава велижь, ростет при малых реках и при источниках, ростом кабы походила на деветисил или на хрен. И та трава давать в овсе коням - и конь станет тучен, или сам станешь ясти - тако же будешь. А то пить в уксусе с медом, а цвет на ней красноват, а листов на ней по 4, и по 8, и по 9.
Ужик Есть трава ужик, ростет при польниках и при лесах глухих, походила, что капуста, два листочка или три белы или притемны. Вельми угодна, у котораго человека зубы болят, - парь, и хлебай, и держи во рту. Она же угожа от цынги - парь с молодым соснягом, поможет Бог.
Савуст Есть трава савуст. Вельми добра, у ково желви или нырок, или корчит ногу, - тою травою парь с редковным листом и хлебай з деветисилом, или з дягилем, то поможет. А цветом, что плакун, а цветов по пятидесят и по щидесят три или один. Корень добро, у кого пуп грызет, не на месте, или которое-нибудь место грызет, поможет Бог.
Мачоха (отбел) Есть трава, по-польски отбел, а по-руски мачоха, а ростет она инде и по огородам, и по Волге, и по островам, как капуста, а лист у нея широк, с лица зелен, а с ысподи бел, как и жабная трава. А силу имеет - утолки ея, прикладывай ко главе на темя, всякую болезнь из главы вытянет, и кто ея натолчет и прикладывает к болячкам и к ранам, заживляет, или сухою присыплет - заживет скоро.
Измодник Есть трава измодник, ростет при польниках или старых межах, среди пашни, ростом [в] стрелу, цвет кабы походил на котел, среди ея кисточка кабы походила беленька, а лист на ней елочками во всех - 9, и 10, и 20, и больши. И та трава вельми угодна ко пчелам. А рвать ея к вечеру на Купальницу с маткою пчелиною, и вземши - окуривать ульи просты, или со пчелам - отнюд не передут, пока и есть древо то стоит. А на ту траву сама мать выходит. Да та ж трава угодна, котораго человека окормят, дай пить с медом теплым, ино вынесет верхом и низом. Да она ж добра, у кого червь капусту ест или какой овощь, утолки мелко и попрыщи по грядам, то червь минетса и в огороде отнюдь не будет; а только та трава посадить в огороде, и в том огороде всякому овощу развод будет.
Косая желеска Есть трава косая желеска, ростом в локоть или в стрелу, собою красновата, цвет желт или багров, лист на ней, что елочки, ростет по земли ничком. И та трава вельми добра, у ково мехирь не стоит, пей в вине и хлебай в молоке, и станет стоять без сомнения, а только дай жене - и она заблудитса, то и станет мыслить, кому дать. У кого кила - парь и хлебай, то Бог поможет.
Попутник Есть трава попутник, ростет по пути, листочки, что язычки, по них, что жилки, а верх, сто рожек. И та трава добра давать пить или хлебать, в котором человеке бурчит во чреве, то поможет, да она же добра к порезу, и к посеку, и к ознобу присыпать, утерши с маслом воробьим. Та ж трава добра, кто пойдет в путь, возьми с собою, что в пути зделаетса какая болезнь - испей с водою, то поможет Бог.
Богородичная Есть трава Богородичная, ростет при великих реках и при польниках на добрых местах, собою мала, что елочки, ростет кустиками. И та трава вельми добра младым детям давать пить в молоке, то помогает от всякия скорби. Та же трава добра корень носить при себе повсюду, у которой жены груди болят - пей, в молоке козье утопивши, поможет. А мочняя ко всему, угодна с ладаном от врагов во храмине окуривать.
Плакун Есть трава Плакун, ростет при реках, и при озерах, и при малых ручьях, ростом в конопель высока, цвет багров или красноват, а корень жесток, что древо. И та трава держать в чистоте в домах, и на ней или на корени поставлять, и то бежит прочь от той храмины дух нечисты, а дом покровен будет Богом от пакости. А корень ея аще угоден крест резати и носити на себе - и тот человек не боитса диавола и злою смертию не умрет. (…)
Прыгун (скочек) Есть трава прыгун, или скочек, и та трава добра ко всему уже: где казна старая заговорная - и та трава все разрушит, или болячки какие, то все от[ъ]ест, или провал, то присыпли ею, то в три дни заживет. Она же добра, кто хощет боротса, и ино никто его не поборет. А рвать ея непросто. А ростет на боровых землях, ростом в пядь, цвет голуб кувшинцами, как ярая чесноковка.
Сорочка Есть трава сорочка, ростет при темных глухих лесах, цвет бел, по два листочка на стороне, а ростом в пядь, а ростет по одной - только где явитса, тут ищи и много. И та трава вельми угодна от грыжи, и корень, цвет утолкши, пить, в уксусе утопивши с травою с лютиком или с травою кропивой, то поможет, хоть смертная грыжа. Да она же добра, у кого очи болят, с плакуном ту парь, то поможет, а которой человек родитса, и ты возьми и вели бабе, обмоя, ту траву окатить - и то отроча и живет, и очи, и зубы никакия пакости не будет, разве о[г]невой скорби.
Матица Есть трава матица при старых местах, при тучных, ростом мала, листочки кругленьки, что капуста, с одну сторону гладко, а з другую - беловато. И та трава вельми добра, которая мати или мачиха детей не любит, - дай пить или носи при себе - поможет. Да она же добра давать на всякое утро - и будет молака давольно, да она же добра парить ею кринки и сосуды, в которых молоку быть, и то молоко добро будет.
Копытцо Есть трава копытцо, ростет на старых селищах, походила на огурешной цвет, листы лише розвалилиса, вверху ягодка или стрючек. И та трава вельми добра х конскому выпаду давать и присыпать с овечьим говяшком или с собачьей с косьтию, то поможет, да она же добра, когда у коня родитса червь, давать пить с солию в теплой путре, то поможет. У коей лошеди копыт нет - привей з бобовою и з гороховою мукою и с маслом, то копыта будут.
Вронец Есть трава вронец, ростет на раменских местах и по огородам раменским, собою в локоть, лист, что крестити, на верху ягоды черны, а корень связен черн. Угодна та трава от порчи пить в вине или в молоке с травою с пострелом или з главою адамлею, то поможет, да она же добра от грыжи нутряной давать с стародубкою в теплом молоке - поможет.
Стародубка Есть трава стародубка, ростет при вразех, ростом в пядь, листом, что язычки, долгонька да остренька, что елочки. И та трава от трясавицы давать с рыбою линеем в ухе, а корень обмочи в собачью кровь и держи при себе - перестанет, только несмертная, в той же день от[ъ]идет. Аще котораго человека травным зелием испортят, пей в молоке, поможет. А кто будет болен, и лежит, и ходит в труде, дай пить помалу с медом, и то вынесет верхом и низом вскоре из того. Кто огневою болезнию лежит, а путу нет, дай пить в теплом з гвоздихою, ино пот будет страстен, и поможет Бог, а кому умереть - будет тот густой пот, что кровь, и дух тяжек.
Хоновник Есть трава хоновник, ростет по большм, рекам, и по пашням, и по берегам, ростом в стрелу лист голуб, на верху ягодка, корень душист. И та трава угодна коням давать в овсе, которые сухопары. Дай людям скорбным хлебать, с капустой утопя, с медом, - и всяким болезням помогает.
Перекоп (оборотим) Есть трава перекоп и оборотим, та же ростет при реках и при полниках на чистых местах, цвет красноват, а как отцветет - ино семечка, корень красен корчеват. И та трава пить на исходе месяца порченому человеку - поможет, и от утробы добра она же, и на себе носить, где хошь ити, и тот человек приход являет добр. А только рвать с приговором. Вельми добро с нею ходить, честен будет вельми везде.
Кропива Есть трава кропива, походила, что конопель. Добра есть в уксусе топить и пить по исходу недели на тощее сердце, в том человеке тело и утробу чистит, всякуя ломоту и грыжу вон выведет, и голове лехче живет, который человек бывал.
Дикая кропива Есть трава дикая кропива. Добра она, у кого мочь займетса, дай пить, истопивши с огурешным листом, или с крушинным, или с огурцами, то поможет.
Сорочей и овечей щавель Есть трава сорочей и овечей щавель, маленька, листочки, что денешки, ростет часто. И та трава вельми добра, котораго человека бешеная собака изъест, или змия усекнет, или уж - приложи с калом человеческим, то в три дни заживет.
Ревека Есть трава ревека, по зорям стонет и ревет по вечерним. И та трава добра давать порчаным людям - станет говорить и вопить, а имянно на тово, кто ево испортил, или положил сонному в головы, и как именем, и за что, и он выскажет все, что думает на тебя. Или женке положить - и она все выскажет: с кем живет и кому дает. Ростет та трава надвое подле воды, ростом в локоть, листом красновата, цвет малиновой или глиннист, пола собою. А положить ко сырой огня - и она загоритса, а кинешь на воду - и она против воды пойдет. Добра есть человеку плавать, а корень ; во рте держать - и тот на воде вельми легок.
Перенос Есть трава перенос, ростет на реках и на старых местах, беловата, цвет походил на красной, корень бел, что орешки или горох, а листы, что росадные елочкам. И та давать, которым человеком перелом мечетса хватает, она же добра к посеченым и колотым ранам.
Перевяска Есть трава перевяска, цвет на ней походил, что на маку шапочкам, ростет кустиками по межам и огородам, а как она отцветет, ино станут на верху, что иголки. Давать женам, коя не может родить, а не розродитса - дай в вине или в теплой воде, тотъчас Бог помилует, родитса и будет здрава. Да она же добра, у ково чирьи, - присыпай, поможет, и от порчи.
Черной былец Есть трава черной былец, ростет въместе с кропивою, добра та трава от черной болезни; сложить с плакуном да з болотным быльцом, то поможет. И коням давать весной, как зачесываютса.
Болотной былец Есть трава болотной былец, ростет подперен, высока, что кропива, цвет на ней походил что бел, и корень мохнат, черен и красноват, дух тяжек. Добра та трава ходить с нею на медведи борцем, и бойцем, и водильником. Да она же добра, на котором человеке черная болезнь, или моровая болячка, или у человека какая болезнь ходит в теле и не оправитса - дай пить, утопи в уксусе или в меду кислом и пей на тощее сердце - пронесет, и моровую скоро, и внутреннюю выбьет вон.
Водяной пуп Есть трава водяной пуп в падучинах раменских или при реках и озерах на воде, цвет на ней бел, листы, что язычки, корень бел, что пуп, или желт курчеват, и тот корень вельми добр от нутряной скорби грысти, и пить, и хлебать на тощее сердце, то утверждает утробу, да тот же корень добр, у ково пуп грызет или сорвет с подъему, утопи в молоке или в квасу, и хлебай, и грызи - отнюдь не услышишь внутри скорби и болезни, и будет по-старому на том же месте.
Муравей Есть трава муравей, ростет в дятлевине, мала сама; одва мудрец которой сыщет, где дятлевина ростет крестиками на четыре угла - тут и она есть. И как на ту траву найдет конь, железа спадут или коса вскоре переломитса. А кто найдет - положи в руку, врежь, то не может замок стоять против ея, а положить в рот - и петля не может удавити, а кузнецу кинуть в горн, то понеси с места и кузницу, а кузнец тот в век испорчен будет от той травы.
Вачистик Есть трава вачистик, ростет на раменских местах и на врагах, ростом в локоть, ростет кустиками, походила, что голуба, на лебеду, цвет желт, а в нем, что молоко, а от корени, что краска. И тою травою парить очи с медом, да та же трава у жены титьки парить - из грудей молока много живет, а только болят, ино перестанут болеть.
Дягиль Есть трава дягиль, ростет по огородам и по сухим местам, собой в локоть, на верху кисточка беловата, корень, что перец. Добра давать пить, у которые женки груди болят. Или у ково зубы - корень держи на зубах, велми угоден.
Щавель Есть трава, имя ей щавель, которой люди ядят, и та трава добра, аще у кого изгага живет, дай ести ту траву порану, аще кто варом обольет, сотри ту траву и присыпай, аще у кого глисты, тоя травы яждь на тощее сердце, заморит глисты.
Сидиес Есть трава сидиес, от нея же бегают нечистии духи, а ростет она во индиских странах.
Золотуха Есть трава золотуха, ростет, где женской пол не ходит, и та трава золотуха собою желта - от волосатика, а толста, что пест, а ростет испод колодников.
Лебеда Есть трава лебеда. Кто ея яст порану - чрево мяхчит, а кто наварив или сыраго соку с уксусом, у кого ноготь болит, и то на ноготь положи, и лехко сойдет. Она же вельми добра поживать в то время, коли есть лихое моровое поветрие стоит, да у ково же ноги болят - истолки лебеды з белком яичным да с солью и пресным медом и привить к ногам, а семя лебеды истолкши, наварить с вином, пить часто - и здравит, которой есть часто дыхает.
Мак Есть трава мак. Аще кто его яст, держит мочь, а кто его истолчет и делает молоко и муки пшеничные, и варить кашу и ясти по три дни порану и в вечере - и то есть лекарство; которой человек не спит и не может спать – и он будет спать. Тако же и тем помогает, у которых мозк высыхает, тако же стерши мак с вином да с семенем блековым, и приложить на главу - помогает тем, которые шалуют и срачивают с разумом, а кто много пить молоко маковое, на тощее сердце вымерить как быть ковш - и такому уменьшивать нохти. А ростет он по огородам.
Быльник Есть трава быльник, а ростет по дубровам, и в то время как цветет - и будет, как конопляная головка, а цвет на ней голуб, а инде бел, а коли хощешь просить чево у друга или у ково-нибудь, и ты ея держи в десной руке - даст, а не отмолвитса ничим.
Мята польская Есть трава мята польская, а ростет и по огородам, а другая при воде, и та лутчи, что в огородех, а збираем ея так тогда, как цвет. Сок тое травы приемлет в сыте - пот велми телу наводит, а толченая прията в каком питье ни будь – тогда женам заключение их менстрово движет и вельми пользует прокаженным. Сок же тоя травы прият в питье, или клистрер зделай с ним, - изнутри глисты выгонит. Тот же сок в уши пускать - черви уморит, тем же соком помазуем язвы, в которых черви, и тако те умрут и выпадут. Которая трава мята ростет при водяных местех, и ту траву по разсуждению приемлют женки - дитя мертвое из них выгонит, усови и колотье внутри уймет.
Рябина (ребина) Есть трава рябина или ребина, ростет на пахотных землях, листочки крестикам, что рябина ж, а цвет синь кис[т]ками, корень бел, что волокно белое или что волосы белые. И та трава угодна, а цвет ея, у ково очи преют, парь ея в киселе с медом, поможет, а вся добра и корень, коли поветрие бывает людям, то пить с хмелем, поможет. И пей, коли уроки будут или осуд скоту или самому, пей и носи - поможет Бог. Да коли у коней или у коров будет, вложи корень в гриву с воском, поможет и легость будет.
Куреп Есть трава куреп, ростом в стрелу или поменьше, цветом походила на бело, кис[т]ками, корень вельми дух тяжек слышати, и та трава словет кумошная; которого человека держит озноб, дай пити или хлебати с рыбой линеем в ухе, поможет, а корень обмочи в собачью кровь, держи на себе, престанет кумоха, только несмертная, в той же день от[ъ]идет.
Ратма Есть трава ратма, а ростет она на островах на море под каменей, а когда она трава будет в поре, ино идет из-под тово камени дым синь, а цвет живет на ней черной один, а лист на ней клинем большой, а корень у нее - как есть у большие березы, так и у нее. И кто станет его рвать, а сам начнет плакать, а корень у нее угож таков, кто станет ево сетчи - и он радуетса больно и смеетса, а цвет с нее кто станет сымать, ино увелт найдет больной, чтобы был тот человек чист, а буде нечист, ино ударит ево черная немочь о землю и лежит три часа, одва востанет от земли. И та угожа трава давать, хто кличет, ино давать в воде морской пить тому человеку, ино есть помочи от тое болезни. А цвет у нее угож, у ково есть на сердце кручина великая больно, ино цвет держи у себя у сердца, ино все забудет кручину у себя на сердце. А корень угож тое травы и положить тот корень на дворе среди двора, ино у тово человека въвек люди держатса, и талант живет во всем хозяину, и Бог и милует тот дом от огня и от всего, и скот ведетса у того в дому, здраво живет.
Меншерафа Есть трава меншерафа, ростет она на ровном месте не в лесах, но где в жилом месте, собою невелика - как человеку в колено вышиною будет, а лис[т]ков на ней не живет, но как походила роща, или уподобися еле, или сосне, а наверху у нее цвет желтой один. А угожа та трава живет, кто из ума выпиваетса, ино давать тое травы ему топить с вином и давать пить, ино будет скоро по-старому опять в уме.
Имея Есть трава имея, а ростет она на море на островах воды блиско, а цвет на ней румян, а не высока она - собою в лодышку, а корень у нее рукою. И корень угож тое травы - не берет тя ни сабля, ни ружье огненное, никакие побои, ни холод, ни голод: хоть не ежь целой месяц ничево, не пей, но тем коренем живет сыт, а как захошь ести - ево взял да посолил мало, ино не надобно опять на день хлеба. А тово корени трава угодна на коне ездить смело, и на воде не бойса - не утонешь и в погоду, но на верх выдешь воды, а хотя и весь день стой в воде студеной - не озябешь, или хоть сиди в ызбе в дыму черной - не задохнетса.
Парамон Есть трава Парамон, та трава всем Царь, той парамон, а ростет она на нарочитом месте о шти листах, а цветов на ней 4: 1 синей, 2 червленной, 3 зеленой, 4 багровой, а имати та трава с коренем сквозе гривну златую или сребрянную на Иванов день к вечеру, а корень тое травы - человек, и та трава выросла из ребра человека того, и взем ея и разрезати ребра, и выни у него сердце; аще у котораго сердце болит, и пей с нево - и исцелеешь, и язык его высмотрит, и аще у кого глава болит, и то с тово сердца измытиса - и то здрав будет, и аще у которыя жены детей нет, и то печень сварить того человека, варить в молоке и пить по 3 дни и утра той жене на тоще сердце - и родитса дитя: девица, потом и отрок.
Васильки Есть трава васильки, естеством горяча и благовонна, но тот дух твердителен тем, кои страждут главным мозгом. Василькова трава варена в воде, и ту воду пити, у ково обморок находит, аще кто разшибетса или ребро переломит или иные составы - и та трава мелко толчена мешаем с соком терновыем. Травы приемлем утре по осми дней и тако заживляютса кости. Аще кто вельми жилитса проходом - и та трава варить в вине с маслом деревяным, и так движет. То же семя присыпаем к бородавицам - згонит, то же семя приятно болезнь из очей выведет, згонит и унылым людям меленколию отгонит, и женам, кои дети кормят, млеко растит. А ростет трава та при пашнях оржаных.
Романник Есть трава романник, а ростет она по пашням и по огородам, и аще которая жена имеет во утробе мертвое дитя, и тогда траву вареную, в каком-нибудь питье толченую пить, и тако мертвое дитя выдет, а цветом романовым, аще тело в бане попаришь, и будет тело мяхко и гладко станет. Тот же цвет толченой прикладываем к свербежу - и уйметса. Тот же цвет прикладываем к больной главе в вареной воде - горячесть и болезнь предстанет, и память добру наводит, и укрепит. | |
| | | | Лицевой травник конца 18 века | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|