ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ МАГИЯ ПРЕДКОВ Наш форум посвящен Практической Высшей Магии Предков Темы : Ритуальная и Обрядовая Магия , Колдовство , Чернокнижие , Эзотерика , Любовная Магия , Целительство , Знахарство , Руны , Таро , Талисманы , Амулеты , Обереги , Духовному развитию ! |
Добро пожаловать в наш форум ! |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
Последние темы | » Заговор на спички от раздора в семьеСб 16 Ноя 2024, 20:15 автор Марго» Навязчивые и пугающие мысли при неврозе-как справиться?Сб 16 Ноя 2024, 20:07 автор Марго» Шесть видов мужской любвиСб 16 Ноя 2024, 20:03 автор Марго» Депрессия. Новый симптом тяжёлой депрессииСб 16 Ноя 2024, 19:58 автор Марго» Разговор без слов эзотерики и психологияСб 16 Ноя 2024, 19:56 автор Марго» Посеешь характер-пожнёшь судьбуСб 16 Ноя 2024, 19:53 автор Марго» Почему сложно изменить свои убежденияСб 16 Ноя 2024, 19:50 автор Марго» 20 ценных советов врача-терапевта Владимира ЛевиСб 16 Ноя 2024, 19:45 автор Марго» Помогать или не помогать?Сб 16 Ноя 2024, 19:42 автор Марго» Родительское выгорание-тревожные признакиСб 16 Ноя 2024, 19:39 автор Марго» Восемь важных видов интеллектов человекаСб 16 Ноя 2024, 19:35 автор Марго» Шесть способов развития себя и своей интуицииСб 16 Ноя 2024, 19:33 автор Марго» О крещении, печатях и «я-туда-не-хожу»Пн 14 Окт 2024, 19:56 автор Марго» Подавленные эмоции не умираютПн 14 Окт 2024, 19:54 автор Марго» Самообман разрушает жизньПн 14 Окт 2024, 19:52 автор Марго» Как копить деньги на похороныПн 14 Окт 2024, 19:49 автор Марго» Каким ты видишь этот мир, таким и он будетПн 14 Окт 2024, 19:44 автор Марго» Кто такие низковибрационные людиПн 14 Окт 2024, 19:38 автор Марго» Энергетические вампиры и эмпатыПн 14 Окт 2024, 19:36 автор Марго» Психологическая травма ставит нашу жизнь на тормозПн 14 Окт 2024, 19:31 автор Марго |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 646, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 646 :: 3 поисковых систем
Нет
Больше всего посетителей (848) здесь было Вт 19 Ноя 2019, 07:24
|
ФАЗА ЛУНЫ |
|
|
| Мифы и ритуалы домоустроения нивхов | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Марго Администратор ВМП . Практикующая Ведьма специалист по Черной , Любовной , Денежной Магии
Сообщения : 56369 Дата регистрации : 2014-08-23 Откуда : из леса, где много диких партизан
| Тема: Мифы и ритуалы домоустроения нивхов Вс 10 Май 2015, 17:28 | |
| Мифология и обрядность домоустроения являются одной из важнейших составляющих элементов культуры любого когда-либо существовавшего на нашей земле человеческого сообщества, потому что в них в своеобразной кодированной знакосимволической форме выражается как древнейшее, так и инновационное космовидение человека, его понимание прошлого, настоящего и будущего. В мифах и ритуалах домоустроения, безусловно, проявлялись все самые ценные смыслы человеческого бытия: дом, домашний очаг, тепло, кров, пища, рождение, любовь и т.п. Домоустроительные мифы и ритуалы – это еще один из древнейших способов человеческого обживания мира природы, создания культурной среды обитания и гармонического социального общежития. Несомненно, что они есть и результат конкретных условий месторазвития: природно-климатических, международного окружения и культурного взаимодействия, хозяйственно- экономического опыта выживания и пропитания, практически «архитектурного» моделирования жизненного пространства, строительства и эксплуатации жилых построек.
В домоустроительной мифологии и обрядности среди других известных нам культов доминирующее положение, как нам представляется, занимал родовой культ, потому что жилище для всех народов, в том числе и нивхов, являет собой овеществленную идею центра этнического мироздания, единства и благополучия родового общежития. А материалы, из которых изготавливается жилище, есть не что иное, как строительный остов вселенной, ее первородные структурные элементы.
Предварительно необходимо заметить, что нивхи проводили ритуалы новоселья в летнем доме (в отличие от зимнего) по упрощенной схеме. Об этом еще свидетельствовал Е.А. Крейнович. Поэтому основное наше внимание хотелось бы сосредоточить на мифах и ритуалах обустраивания зимнего жилища.
Мифы и ритуалы домоустроения нивхов можно условно поделить на два мифоритуальных комплекса:
1. Мифоритуальный комплекс, связанный с созиданием и обустраиванием сакрального центра родового сообщества. Основную роль в нем играли так называемые профилактические магические ритуалы, цель которых – оградить весь род и каждого из сородичей от злокозненных сил враждебных существ.
2. Мифоритуальный комплекс, связанный с продуцирующей магией и обрядностью, которые должны были обеспечить сохранение, благополучие, деторождение и милость божеств – покровителей рода.
В первом мифоритуальном комплексе необходимо обозначить несколько составных сюжетных частей.
Во-первых, это мифы и ритуалы выбора места размещения жилища, которые представляют собой совокупность профилактико – продуцирующих магических текстов и действий. Как правило, нивхи с этой целью проводили гадание и по следам, оставленным на муке или других сыпучих веществах, рассыпанных на предполагаемом месте закладки дома, определяли возможность поселения на нем. Считалось, что если наутро будет запечатлен след человеческой ноги или вообще не будет никакой отметины, то место выбрано хорошее, если же обнаружат след руки или звериных лап, то это плохая примета, и поэтому следует срочно переменить место расположения жилища.
Во-вторых, это мифы и ритуалы – обереги дома. Было принято при установке основных несущих конструкции жилища – столбов – в землю класть под них обереги: шиповник и кремень. Шиповник уберегал от злого духа – милка, а кремень придавал прочность столбам и защищал от поселения в них демонов. Иногда в строящееся жилище втыкали топор, лезвие которого направляли в сторону входа. Это магическое действие было призвано предохранить дом от проникновения в него того же вредоносного черта.
В-третьих, мифы и ритуалы, связанные с окончанием строительства и освящения дома. Они, судя по их описанию Л.Я. Штернбергом, структурно включали в себя два сюжетно-образных компонента.
Первый заключался в том, что по окончании сооружения нового дома нивхи устанавливали по обеим его сторонам (спереди и сзади) по одной палке и между ними протягивали нитку, на которую затем навешивали изображения солнца и луны. Впоследствии данная конструкция ими не возобновлялась. Мифосмысл этого магического ритуала не вполне ясен. Вероятно, данная конструкция должна олицетворять модель нивхской вселенной, центром которой и являлось их родовое жилище. Таким образом, у нивхов, как, впрочем, и у других народов, жилище – своеобразный микрокосм, малая родовая вселенная. Этот ритуал, наверное, должен был знаменовать факт нового возрождения микромира родового сообщества, подобного естественным и вечным законам природного самообновления.
Второй, по-видимому, тесно был связан с магией и ритуалом приглашения в дом его духа-хозяина – Тыв ыза и зажжения домашнего очага или очагов. По представлению нивхов, «настоящий хозяин» обыкновенно бывает спрятан под землей». И для того чтобы он поселился в доме, нивхи домочадцы устраивали ему жертвоприношения. С этой целью по окончании строительства жилища готовили «пищу богов» – мос (ритуальное блюдо, основной компонент которого – рыбья кожа), ягоду, кашу из риса или пшена, а также варево из рыбы линька или головы кеты и многие другие угощения.
Обязательно в жертву приносили собаку, причем неважно, какой масти. Количество жертвенных собак варьировалось от одной до четырех. Примечательно, что когда строился особой значимости и почитаемости так называемый родовой «священный дом», предназначенный для проведения медвежьих праздников, то обязательно было принято устраивать ритуальное убиение медведя, желательно специально для этого вскормленного. Если же не удавалось по каким-либо причинам добыть медведя, то в жертву приносилась собака черной масти. Она, по словам нивхов, «все равно как медведь».
Жертвенных собак убивали ритуальным способом, задушив на передних углах вновь построенного дома. Череп и лапы таких собак подвешивали снаружи над дверью или зарывали под порог, и они служили оберегами от демонических сил.
Ритуалы кормления хозяина дома Тывы за и других домашних духов-покровителей подробно описаны Л.Я. Штернбергом и Е.А. Крейновичем. Обобщая их материалы, можно выделить следующие ритуальные действия. Во-первых, подготовительные ритуалы, а именно: приготовление жертвенных блюд; изготовление на четырех вертикальных столбах антропоморфных изображений (утверждалось, что это были две мужские и две женские личины); круговое обвязывание длинной нитью жилища, образующее внутренний настил крыши, называемое – не зихнд; подвязывание на поперечных стропилах дома изготовленных специально для этих целей стружек – инау; установление в очаге трех небольших елочек и т.д.
Во-вторых, непосредственное исполнение самого ритуала кормления духов-хозяев жилища. Он состоял из следующих элементов: кормления кровью собачьего сердца несущих столбов с антропоморфными изображениями; кормления жертвенными блюдами четырех углов, всех столбов, поперечин дома, а также тех мест, где, по представлению нивхов, мог обитать Тыв ыз – это или под одним из столбов, либо под камнем, или под куском чугуна; жертвоприношения хозяйке порога; угощения духов-покровителей «паром» жертвенных блюд» кормления духов земли, для чего рылись три ямки и туда укладывали жертвенный мос и другие ритуальные блюда, предварительно завернутые в инау; окуривания жилища дымом багульника, как думали нивхи, очень приятно для родовых духов и божеств.
В-третьих, необходимой частью ритуала кормления являлось произнесение кратких просьб-молитв к духам-хозяевам дома, огня и другим покровителям рода и каждого сородича.
В-четвертых, угощение «пищи богов» всех единородцев и чужеродцев, приглашенных на общеродовой праздник новоселья.
Исследователи обрядовой культуры не зафиксировали у нивхов отдельного ритуала зажжения огня домашнего очага. Наши респонденты также затруднялись ответить на этот вопрос. По-видимому, самостоятельного ритуала возжигания домашнего очага уже к концу XIX века не существовало. Но в это, же время его фрагменты были включены в мифоритуальный комплекс «кормления дома», который в свою очередь состоял из следующих элементов:
— во-первых, ритуалов выбора места для очага и его сооружения;
— во-вторых, ритуала, называемого нивхами к’ласинд, это означает «дно класть». Согласно ему в середине очага, поближе к задней раме раскапывалось место – эврф. В него клали веточку ели, стружки – инау, а сверху – мос. Все это затем засыпалось песком;
— в-третьих, непосредственного исполнения ритуала кормления домашнего очага. С этой целью мос клали в пшыу эспф – место, куда во время медвежьего праздника втыкали елочку, имеющую особое название пшыу. Затем студнем слева направо обмазывали углы и раму очага;
-в-четвертых, церемонии зажигания огня родовым огнивом;
-в-пятых, ритуала жертвоприношения хозяевам огня с произнесением к ним просьб-молитв. По некоторым версиям считалось, что в огне ближе к входу находилась его хозяйка – Т’уг’р ыз;
— в-шестых, ритуала установления трех елочек у очага и тайного сжигания их глубокой ночью. Эти деревца перевязывались между собой двумя саранками и травой – пучкой. Интересно, что, по мнению Л.Я. Штейнберга, такую повязку нивхи называли «маленький медведь», а по Е.А. Крейновичу – «изображениями медведей».
Второй мифоритуальный комплекс составляли различного рода магические тесты и обряды, направленные на изгнание нечистой силы, поселившейся по каким-либо причинам в доме-новостройке. Ритуалам предшествовала гадальная магия. С закатом солнца накануне освящения жилища в дом тайно проникал «надежный человек» и внимательно наблюдал за предметами. Если он на рассвете слышал какой-то треск или замечал ярко-светлое сияние, то это считалось хорошим предзнаменованием для проведения праздничных церемоний новоселья. Если же во время заката раздавался треск, и виделось багровое сияние, то такие приметы указывали на то, что в доме поселился не «настоящий хозяин», а кинс – злой дух.
К мифам и ритуалам домоустроения следует отнести и ежегодно проводимые нивхами ритуалы кормления духов – хозяев дома, огня, порога и других родопокровителей. Обычно это происходило осенью, когда нивхи переселялись из летних жилищ в зимние и возобновляли в нем очаг. Вначале его очищали, снимали верхний слой глины и насыпали новый, потом родовым огнивом зажигали огнь. Приносились жертвоприношения, укладывались священные инау, устанавливались три елочки, а потом тайком от непосвященных в это таинство домочадцев они сжигались. Иногда в то время, когда все ложились спать, жертвенные угощения бросались через отверстие на крыше вверх, причем делали это по очереди то женщины, то мужчины. В другой раз эти ритуалы кормления хозяев дома проводились по усмотрению старейшин рода.
Ритуалы кормления и очищения дома, огня в полном объеме или в качестве отдельных фрагментов исполнялись в самые ответственные моменты родового бытия в мифическое время испытания. Например, во время проведения похоронных и поминальных обрядов. Так, вслед за покойником выносили подметенный мусор, золу из очага. Сразу же после выноса тела у порога в пол вбивали какой-нибудь острый предмет, например: кусок кремня или чугуна, которые должны были служить оберегами от разного рода чертовщины. Кроме того, под карнизом крыши дом обвязывали веревкой, что должно, по мнению нивхов, укрепить устои родового сообщества, символом которого и являлся дом, а также предохранить от проникновения в него нечистой силы. Отметим, что данные обряды профилактической и продуцирующей магии совершали не только нивхи, но и другие аборигены Сибири.
Кроме того, ритуал кормления огня и очистки очага совершался и после родов. Во время проведения промысловой обрядности всеми нивхами осуществлялись ритуалы кормления хозяев огня. Им жертвовали в качестве дара листик табака, сладкий корень и т.д. Нивхи полагали, что охотнику, находящемуся на промысле, обо всем, что происходит дома, сообщает хозяйка огня. Можно предположить, что огонь охотничьего очага, костра являлся не чьим иным, как одной из ипостасей единого родового огня, посредником между человеком и горно-таежным миром. Отсюда такое бережное отношение к нему нивхами-охотниками. По мнению Ч.М.Таксами, нивхи-охотники относились уважительно к огню еще и потому, что считали его хозяина способным помогать на охоте. Если хозяин огня не убил никого для охотника никого, пока тот спал, то охотник ничего не добудет. Поэтому-то нивхи своей жертвой подкрепляли силу хозяина огня, чтобы он мог обеспечить им удачную охоту.
Некоторые обрядовые фрагменты медвежьего праздника также можно соотнести с ритуалами домоустроения. Так, например, у нивхов Амура и западного побережья Сахалина перед устройством самого праздника практиковалось введение и содержание в течение нескольких дней медведя в «священном доме» (уиг’лан’дыф). Своим присутствием в нем медведь оберегал родовое сообщество от нечистой силы;
Финальное мифообрядовое действо последней «прогулки» медведя – ритуал обведения зверя вокруг дома его хозяина таф тагавыд – буквально означал «окружать жилище». Он заключался в том, что медведя троекратно обводили вокруг жилища хозяина. Перед этим заблаговременно из дома удалялось все живое: люди, животные, птицы. Только старейшина рода, по сведениям Л.Я.Штернберга, оставался в сенях жилища и каждый раз, как только медведь оказывался напротив входа, длинным шестом с несрезанной кроной ударял его по боку так сильно, что шест ломался. При этом старик не забывал произносить ласковые слова медведю. По свидетельству Ч.М.Таксами, старик-хозяин во время проведения данного ритуала держал один конец веревки, а другой конец был в руках одного из его сыновей. Мифосмысл данного действия, по всей видимости, заключался в укреплении устоев рода, связи поколений, получении благорасположения хозяина тайги для всего родового сообщества, охранении дома и его домочадцев от всевозможных разрушительных демонических сил. По Е. А.Крейновичу, после проведения данного обряда такой дом считался священным – пал рафом.
Обобщая этот материал, необходимо констатировать, что нивхские мифы и ритуалы домоустроения, а точнее, те их сюжетно-композиционные фрагменты, сохранившиеся и зафиксированные этнографами в конце XIX – середине XX веков, являются важнейшим культурным наследием народа. Они в особой символической форме донесли до нас информацию об историческом прошлом нивхов, их культуре. Однако эта информация настолько специфична, что, наверное, не может быть расшифрована лишь с помощью научной интерпретации. Нужны другие методы ее раскодирования.
Но уже сегодня можно сказать, что домоустроительная мифология и обрядность зародились в глубокой палеолитической древности как результат контаминации первичных мифологических представлений и обусловленных ими ритуалов поклонения земле, огню, небу, а также анимистических идей о душе человека, одухотворении всего видимого и невидимого мира этнобытия. Они также свидетельствуют о тесных культурных контактах нивхов с соседними народами, что находило свое непосредственное отражение в домоустроительных мифотекстах и ритуальных действиях.
| |
| | | | Мифы и ритуалы домоустроения нивхов | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|