ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ МАГИЯ ПРЕДКОВ Наш форум посвящен Практической Высшей Магии Предков Темы : Ритуальная и Обрядовая Магия , Колдовство , Чернокнижие , Эзотерика , Любовная Магия , Целительство , Знахарство , Руны , Таро , Талисманы , Амулеты , Обереги , Духовному развитию ! |
Добро пожаловать в наш форум ! |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
Последние темы | » Заговор на спички от раздора в семьеСб 16 Ноя 2024, 20:15 автор Марго» Навязчивые и пугающие мысли при неврозе-как справиться?Сб 16 Ноя 2024, 20:07 автор Марго» Шесть видов мужской любвиСб 16 Ноя 2024, 20:03 автор Марго» Депрессия. Новый симптом тяжёлой депрессииСб 16 Ноя 2024, 19:58 автор Марго» Разговор без слов эзотерики и психологияСб 16 Ноя 2024, 19:56 автор Марго» Посеешь характер-пожнёшь судьбуСб 16 Ноя 2024, 19:53 автор Марго» Почему сложно изменить свои убежденияСб 16 Ноя 2024, 19:50 автор Марго» 20 ценных советов врача-терапевта Владимира ЛевиСб 16 Ноя 2024, 19:45 автор Марго» Помогать или не помогать?Сб 16 Ноя 2024, 19:42 автор Марго» Родительское выгорание-тревожные признакиСб 16 Ноя 2024, 19:39 автор Марго» Восемь важных видов интеллектов человекаСб 16 Ноя 2024, 19:35 автор Марго» Шесть способов развития себя и своей интуицииСб 16 Ноя 2024, 19:33 автор Марго» О крещении, печатях и «я-туда-не-хожу»Пн 14 Окт 2024, 19:56 автор Марго» Подавленные эмоции не умираютПн 14 Окт 2024, 19:54 автор Марго» Самообман разрушает жизньПн 14 Окт 2024, 19:52 автор Марго» Как копить деньги на похороныПн 14 Окт 2024, 19:49 автор Марго» Каким ты видишь этот мир, таким и он будетПн 14 Окт 2024, 19:44 автор Марго» Кто такие низковибрационные людиПн 14 Окт 2024, 19:38 автор Марго» Энергетические вампиры и эмпатыПн 14 Окт 2024, 19:36 автор Марго» Психологическая травма ставит нашу жизнь на тормозПн 14 Окт 2024, 19:31 автор Марго |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 117, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 117 :: 2 поисковых систем
Нет
Больше всего посетителей (848) здесь было Вт 19 Ноя 2019, 07:24
|
ФАЗА ЛУНЫ |
|
|
| Структурные элементы заговорного текста | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Лея Модератор
Сообщения : 453 Дата регистрации : 2014-09-14
| Тема: Структурные элементы заговорного текста Чт 03 Сен 2015, 16:00 | |
| Перечислим основные структурные элементы текста (или «формулы») восточнославянского заговора, традиционно выделяемые исследователями.
Впрочем, эта структура весьма редко оказывается представленной в развернутом, полном виде. Значительно чаще заговорный текст состоит из двух — трех, иногда даже одного из описываемых ниже элементов. Имеют место и региональные различия: на Русском Севере, например, были распространены большие, сложно структурированные, часто сохранявшиеся только в записанном виде тексты, содержащие все или почти все перечисленные ниже элементы; напротив, «южная часть восточнославянской территории демонстрирует б(льшую склонность своего населения к использованию небольших заклинательных текстов.
Есть особенности и у полесской традиции. 1. Молитвенное вступление — обычно молитва, . Оно может быть или полной, развернутой молитвой, способствующей вхождению субъекта в соответствующее психическое состояние, или просто краткой молитвенной формулой, открывающей заговорный текст. . В качестве примера приведем здесь текст волхва Велеслава- «Не я говорю- сам Велес говорит. я со словами- Велес с помощью»
2. Зачин — текст взаимосвязанных образов , повествующий о входе субъекта в мир магических сил. Содержит описание путешествия заговаривающего из дома в потусторонний мир , иногда мотив его волшебного одевания в небесные светила и др.
В принципе описание может совпадать с реальными действиями субъекта во время заговаривания (хотя это совершенно необязательно), текстом, описывающим определенное действие и воспроизводящим то же магическое содержание. Но реальное воспроизведение описываемых действий (выход из дома, движение в поле на восток и т. п.) при произнесении зачина происходило далеко не всегда, и именно потому, что воспроизводится текст произносимый вслух: поскольку в магическом мире слово и дело фактически тождественны, одного произнесения текста достаточно, чтобы произвести желаемый результат. Ясно к тому же, что невозможно реально отправиться на море Океан к острову Буяну или покрыться небом, подпоясаться зарей и обтыкаться звездами, как это описывают тексты зачинов. Мы имеем дело, таким образом, с текстом и с заклинанием одновременно.
2.Стану аз, внук Даждьбожий [имярек], благословясь, Выйду, ко Богам Родным обратясь (…). Другой типичный вариант севернорусского зачина: .Стану аз, внук Даждьбожий [имярек], благословясь, Выйду, ко Богам Родным обратясь, пойду по матери по сырой земли, небом покроюсь, зорею подпояшусь, звездами отыцусь (…). Зачин — не обязательный элемент заговорного текста. Восточнославянская традиция знает и более короткие тексты, которые начинались сразу с третьего элемента, а в украинской традиции практически представлены только они .
В русских заговорах эпический зачин, судя по имеющимся записям, также явление достаточно позднее — он возникает не ранее 16-17 в., видимо, под влиянием других фольклорных жанров, а также как описание параллельных ритуальных действий, подкрепляющее их выполнение и способное их заменить при невозможности осуществить полностью требующийся ритуал. Отсутствует зачин и в заговорах других славянских народов.
3. Описание действия в центре магического мира (эпическая часть) — текст связанных смыслами образов , повествующий о том, что и кто находится в центральной области сакрального пространства. Субъект исчезает, появляется персонаж-помощник. В качестве последнего могут выступать самые разные фигуры. Чаще всего это Боги славян : Велес (иногда и Бог Род), Лада, Духи и Предки и др. Но встречаются и демонические персонажи (обычно в текстах «черных», направленных на достижение гиной цели — навести порчу, приворожить любовь или рассорить влюбленных и т. п.): Мара, Чернобог, Кощей, Вий.
В качестве помощников могут выступать змеи (змеиные цари и царицы), персонифицированные звезды, ветры, огненные стрелы и другие объекты. Представлены в восточнославянских заговорах и Духи Природы, чье появление уже не связывается с «черным» характером текста. Домового, лешего, водяного и пр. скорее нужно умилостивить, чтобы он не вредил, либо нейтрализовать его происки, что тоже могло быть предметом заговора (хотя в некоторых случаях прибегали и к их помощи). Персонаж обычно находится в точке максимальной сакральности: на белом камне, горе, престоле церкви, дереве, кусте и др.; в «черных» присушках, где возникает мотив огня, горения, разжигания страсти, Духи могут ковать в трех кузнях, возможны и другие локусы. Например, персонифицированные лихорадки обычно встречаются Богу или Духу (который их впоследствии заклинает и изгоняет) на берегу моря или озера, откуда они появляются, чтобы вредить человеческому роду.
Во имя Сварога, Перуна и Велеса! Соль солена, Зола горька, Уголь чёрен, 5. Нашепчите,наговорите На мою воду вмисе Для [такого-то дела]! Ты, соль,услади, Ты, зола,огорчи, 10. Ты, уголь,очерни! Моя солькрепка, Моя золагорька, Мой угольчёрен. Кто выпьет моюводу — 15. Отпадутвс | |
| | | | Структурные элементы заговорного текста | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|