ВРЕМЕНА ГОДА. БОГИ СЛАВЯН.
ЗИМЕРЗЛА(Симаергла, Зимаерзла, Симаргла, Зимарзла) — суровая богиня зимы, дышащая холодом и морозами. Одежда на ней наподобие шубы из сотканных вместе инеев, а порфира из снега, вытканная ей морозами, чадами ее. На голове ледяной венец, унизанный градами.
Богине этой молились о милости от ее чистейшей силы.
Она же Морена, Зима — хранительница, дарительница жизни, претворяющаяся в Весну. Стирается лик Зимы, тает и превращается в новую Явь — Живу Весну — Лебедь Белую.
ЗИМСТЕРЛА [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Под сим именем предки наши почитали богиню весны и цветов, Живу Лебедь. Она имела свои божницы, и праздники её были в месяце цветене (апреле): потому что в южных странах России с этого месяца начинается весна. Сия богиня, хотя и скрывается иногда, но в свое время появляется снова в прежней своей молодости. Изображается она прекрасною девицею, одетою в легкое белое русское платье, подпоясанною поясом розовым, переплетенным золотом; на голове у нее из роз венок; в руках держа лилею, нюхает. Грудь ея вся открыта; на шее ожерелье из цикорей. Перевязь через плечо цветочная.
Ей приносимы были в жертву цветы, кои, собирая в ковшницы, поставляли перед ея кумиром, равно как и капище в ея праздники убиралось и усыпалось цветами. В богиню сию, равно как и в дары ее, всегда влюблен Догода.
Праздники ее были в апреле. Она же Жива–Лебедь, Жив, Живый, Живце — Божество всех начал благополучия, красот Весны, обновления во всех начинаниях. Она и кукушка — вестница Весны. Она возвращает людям Весну, обновление и долготу жизни.
Зимцерла — сестра Зимерзлы, претворяет зимние рассветы в долгожданные утренние ясные зори. Это олицетворение рассвета надежды и веры в душах людей. Она женское начало в настроении, лад во взаимоотношениях. А мужское начало настроения — Погода, вечно стремящийся за Живой Хмары. Женское начало внутри того, что есть снаружи, что есть обрамление и завершение, и если оно лад и покой, то мужское начало — здоровое накопление, инициатива и завершение всех начинаний.
Зимцерла, она же Заря. Все стихает, когда она умывает, озаряет лик своего супруга — ясноликого Солнца, и он постоянно юный, прекрасный, в добром здравии и настроении, озаряет день, мчась на своем Белом коне! Она потому и Зимцерла, что стирает, умывается утренней росой — а это все, что есть свежее, одухотворенное. От Зимсцерлы — “зерцало, зеркало”. Глянешься в зеркало: если ты нахмурился, значит ты не в природном состоянии. Если девушки любят вставать на ранней зорьке, умываются утренней прозрачной росой, их лицо вечно юное и прекрасное, как у самой Зимцерлы Живы.
МЕРЦАНА [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](Заря, Зареница, Денница, Утренница, Аустра, Тезан, Марцана) — богиня жатвы. Первоначально под этим Именем славяне подразумевали зарю. Заря выходит иногда ночью резвиться над нивами, порхая над созревающими колосьями.
Верили, что зарница способствует большому обилию и скорейшему созреванию жатв, а потому молили богиню об урожае хлеба.
Изображалась с венком из колосьев; как заря, румяна и в златобагряной одежде, состоящей из обширного покрова или фаты, прикрывающей голову и приколотой у груди или простирающейся до земли.
Считается, что Мерцана прогоняет всякое зло огненными стрелами. У Богини Мерцаны два воплощения Утренняя Заря и Заря Вечерняя. Мерцана - воплощение Богини Судьбы.
МЕРЦАНА
П. БУТУРЛИН. КРОТКАЯ БОГИНЯ
Когда по ночам между летом и зимой
Ты видишь, как в глуби лилового тумана
Зарницы ранние играют над землей,
Не верь, что это тень Перуна-великана!
Не верь! С небес тогда, в начальный час ночной,
Нисходит кроткая богиня нив, Мерцана,
К полям, где ширятся надежды дорогой
Хлеба зеленые, как волны океана.
Она летит, летит — и край воздушных риз,
Скользя чуть-чуть по ним, легонько клонит вниз,
Как будто с ласкою, колосья молодые;
И с той поры гроза те нивы обойдет,
И град их пощадит, не тронут черви злые,
И солнце яркое до жатвы не сожжет.
В своем замечательном труде «Славянская и российская мифология» А. С. Кайсаров (1782—1813) писал о богине Мерцане: » «Под сим названием славяне разумели зарю. Следовательно, ей можем придать те же приложения, кои Гомер, списывая с природы, прилагает к своей заре; он ее называет «рудо-желтою зарею», иногда «злато-багряною». Оная у него появляется по два раза на день. Когда бог солнца выезжает на небо, Мерцана утром, поднимая мрачный покров ночи своими розовыми перстами, показывает на малое время свою злато-багряную одежду. Как же скоро Солнце въедет на небо, Мерцана снова скрывается; а в другой раз, как скоро Солнце приблизится к западным вратам своего дома, она, ему оные отворив и встретив, дожидается, пока проедет, и до тех пор ее злато-багряная риза бывает видна, доколь опять не опустит она завесы ночи.
Но славянская заря при отправлении сего служения Святовиду выходит иногда ночью резвиться над нивами, порхая над созревающими колосьями. И тогда зовут ее Зарницею. А как верили, да и теперь еще верят, что зарницы способствуют к большему обилию и скорейшему созреванию жатв, то она и почиталась покровительницею нив. А посему молили ее об урожае хлеба.
Признак ее, как богини жатвы, венок из колосьев; как заря — румяна и в злато-багряной одежде, которая состоит из обширнейшего покрова или фаты, у груди приколотой или простирающейся до земли. Сия богиня особенно сельскими жителями почиталась».
ЗОРЯ — богиня, сестра Солнца. Она выводит поутру солнце и его яркими, стреловидными лучами поражает мрак и туманы ночи; она же выводит его весною из-за темных облачных покровов зимы. Она восседает на золотом стуле, расстилает по небу свою нетленную розовую фату или ризу, и в заговорах доселе сохраняются обращенные к ней мольбы, чтобы она покрыла своею фатою от волшебных чар и враждебных покушений.
Миф знает двух божественных сестер — Зорю Утреннюю (Денница, Утренница, Зарница) и Зорю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему.
Утренняя Зоря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Зоря принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе.