Церковь созидается "на основании Апостолов и пророков" (Еф. 2, 20). Но пророки и
апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие
святости занимают в Церкви особое положение. В Откр. (3, 12) сказано:
"Побежда-ющаго сделаю столпом в храме Бога Моего", то есть святые суть столпы
Церкви. Находясь на небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на
земле. Святые - это прежде всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они
не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что "Любовь никогда
не перестает - говорит ап. Павел, - хотя и пророчества прекратятся, и языки
умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. 13,
.
О предстательстве святых за живущих на земле в Новом Завете не говорится. Но это
никак не может служить основанием, как полагают протестанты, для отвержения
этого древнейшего верования Церкви. Вера в заступничество святых была
неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь
Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения
фарисеев и книжников, нигде ни разу не высказался против подобной практики.
В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на
земле. Например, пророк Иеремия говорит: "И сказал мне Господь: хотя бы
предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему"
(Иер. 15, 1). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне
естественном. В 2 Мак. описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего
первосвященника Онию:
"...видел, что он (Ония), простирая руки, молтся за весь народ Иудейский" (2
Мак. 15,12). Ония обращается к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: "…это
братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк
Божий" (2 Мак.15,14).
В Новом Завете также можно указать некоторое основание для учения о
предстательстве святых за живущих: "...тогда четыре животных и двадцать четыре
старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама,
которые суть молитвы святых" (Откр. 5,
.
На этом основании в Церкви установлено молитвенное призывание святых. Своим
ходатайсгвом святые усиливают наши молитвы, испрашивают нам блага от Бога,
помогают нам в совершении нашего жизненного подвига.
VII Вселенский Собор постановил: "Если кто не исповедает, что все святы и
угодивши Богу, как до закона, так под законом и под благодатью, перед Ним по
душе и по юлу или не просят святых, как имеющих позволение предстательствовать
по церковному преданию - анафема".