Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о
"семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим
потребностям Церкви. Сами они в книге Деяний (гл. 6) диаконами не называются, но
само слово "служение" по-гречески звучит как "диакония" и поэтому в Предании за
этими "семью мужами" утвердилось название "диаконы", т. е. "служители". В Деян.
(6, 2) говорится об их служении, как о попечении "о столах".
Изначально диаконы выступают как помощники апостолов в практической прикладной
деятельности. Однако, очевидно, что их служение не ограничивалось только этим,
иначе трудно объяснить сам критерий, по которому происходит избрание этих мужей
- избирали не лучших специалистов, а людей, "исполненных Святого Духа и
мудрости" (Деян. 6, 3).
В середине II века мч. Иустин Философ так описывает служение диаконов: "Так
называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над
которым совершено благодарение, вина и воды и относят к тем, которые
отсутствуют". Следовательно, служение носило также богослужебно-благодатный
характер, поэтому и поставление их совершалось через возложение рук с молитвой,
как это описано в Деян. 6,6. Первоначально диаконы рукополагались апостолами,
затем епископами.
Служение диаконов не есть пастырство. Они прежде всего помощники апостолов,
затем епископов. Так, послание Флп. начинается с приветствия ап. Павла епископам
и диаконам. Диаконы участвуют в совершении таинств, но сами их не совершают;
правда, известно, что Филипп, один из семи диаконов, крестил самарян (Деян. 8,5)
и евнуха, вельможу Ефиопской царицы Кандакии (Деян. 8, 38). Но это не есть
основание, чтобы считать совершение таинств составной частью диаконского
служения, поскольку Крещение в случае необходимости может совершить всякий
христианин.
Диаконы принимают и некоторое участие в управлении Церковью в той его части,
которая касается практической жизни общины, выступая как помощники епископов и
пресвитеров в управлении паствой, как исполнители их поручений.
Что касается учительства, то здесь есть некоторая неясность. Так, Стефан, один
из семи диаконов, учительствовал и проповедовал; Филипп, крестивший самарян,
даже называется "благовестником" (Деян. 21,
. Но трудно сказать, было ли это
служение харизматическим, т. е. их личным даром, или оно изначально
рассматривалось как составная часть диаконского служения вообще. Исторически
среди диаконов было достаточно много ученых людей, которые играли видную роль в
жизни Церкви. Участие диаконов в учительском служении Церковью никогда не
запрещалось и даже поощрялось. Но вряд ли можно утверждать, что учительство
является необходимой составной частью их служения.
О служении диаконов Х.Яннарас (стр. 197) говорит: "Основное их предназначение -
помощь нуждающимся, следовательно, для осуществления этой задачи необходимо
особое посвящение, особый духовный дар. И в самом деле, в Церкви помощь
страждущим есть проявление истины и жизни, а вовсе не признак утилитаристского
альтруизма. Благодать, получаемая диаконами через рукоположение, дается им для
служения динамическому распространению Евхаристии на совокупную жизнь
евхаристического Тела, для того, чтобы преобразовать служение практическим
потребностям выживания в подлинную жизнь, как общение в любви, согласно
троичному прообразу бытия". К сожалению в истории получилось так, что именно это
измерение диаконского служения, которое в Древности было самым важным,
практически исчезло из церковной жизни.
Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три
иерархические степени. О том, что это изначально рассматривалось Церковью как
необходимое условие церковной жизни, свидетельствует свщмч. Игнатий Богоносец,
муж апостольский, согласно преданию принявший посвящение непосредственно от ап.
Иоанна Богослова. Он пишет (Послание к Траллийцам, гл. 2): "Необходимо, как вы и
поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как
апостолам Иисуса Христа, надежде нашей, ...и диаконам, служителям таинств Иисуса
Христа, все должны всячески содействовать, ибо они не служители яств и питий, но
слуги Церкви Божией"; "Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа,
епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание
Божие, как сонм апостолов - без них нет Церкви" (Послание к Смирянам, гл.
.