Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении
апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог послал (греч., ^cx'rcfcn'eiAev) Сына
Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы
искупить подзаконных..." (Гал. 4,4-5); "...уразумейте Посланника (греч., т6\'
АлосттоХоу) и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа..." (Евр. 3,1).
Будучи Сам посланным, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их
апостолами, т. е. посланцами. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир,
чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего Церковь называется апостольской по
цели своего бытия. Однако этим апостольство, как свойство Церкви, не
ограничивается.
Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2,20). В книге Откровения Иоанна
Богослова (21,14) евангелист и тайнозритель созерцает Церковь в ее
эсхатологическом исполнении: "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них
имена двенадцати Апостолов Агнца". Таким образом, апостолы являются основанием
Церкви в хронологическом смысле - они стояли у истоков ее исторического бытия.
Кроме того, они передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди
Господа таинства и священнодействия, установили и начала ее канонической
структуры, чтобы все было благообразно и по чину. Они поставили первых
епископов, установив иерархическую структуру Церкви. Это есть чисто внешняя
историческая сторона апостольства Церкви.
Чтобы выполнить свое апостольское назначение. Церковь и по самому своему
существу должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все
существенное, чем обладала Церковь при апостолах должно сохраняться в ней до
скончания века.
Во-первых, это учение, переданное апостолами или апостольское Предание. В
апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться учения
апостолов. Например: "...братия, стойте и держите предания, которым вы научены
или словом или посланием нашим" (2 Фес. 2,15), или "держись образца здравого
учения, которое ты слышал от меня..." (2 Тим. 1,13). Неоднократно отмечается в
Посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на
проповеди апостолов: "О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного
пустословия и прекословии лжеименного знания" (1 Тим. 6,20), "Еретика, после
первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит. 3,10). Эти слова ап. Павла
фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим
Господом: "...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и
мытарь" (Мф. 18,17). "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать
вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1,
.
Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с
позиций апостольского учения: "...есть много и непокорных, пустословов и
обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста..." (Тит.
1,10-11).
Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны
сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов
получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через
священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви - это
непрерывное преемство от апостолов бого-учрежденной иерархии, которая верна
апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного
устройства.