Нуждается ли человек для спасения в каком-то внешнем посредстве или его спасение
может быть совершенно непосредственно, основываясь исключительно на его личных
отношениях с Богом? Для разрешения этой проблемы необходимо ответить на
следующие вопросы.
1. Каким образом благодать сообщается человеку: чисто внутренне, независимо от
внешних видимых посредств, или в зависимости от них?
2. Может ли в душе человека вера возникнуть, созреть и принести плод вследствие
только собственной внутренней его работы или для этого необходимы внешние
пособия и руководство?
Для того чтобы приобщиться искупительным плодам Жертвы Господней, человеку
необходимо присоединиться к Господу Иисусу Христу, стать причастником
Божественной благодати. Конечно, Бог может действовать на каждого человека
непосредственным образом, ибо "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3,
. Но это действие
Духа Божия далеко не всегда является для человека ощутимым, оно не всегда
различимо. Если бы духовная жизнь сводилась только к такому непосредственному
действию Духа Божия на человека, жизнь духовная не имела бы никакого
объективного основания. Свв. отцы указывают, что необходимость видимых посредств
в деле освящения обусловлена самим устроением человеческой природы, которая
является двусоставной. Свт. Иоанн Златоуст говорит: "Поелику душа наша
соединение с телом, то и подаются тебе дары сии в чувственных видах". Для ап.
Павла вопрос о необходимости видимого посредства - риторический: "Как призывать
Того, в Кого не уверовали, как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать
без проповедующего?" (Рим. 10, 14). Таким образом, для освящения необходимо
видимое посредство: во-первых, некоторые материальные предметы или видимые
действия и, во-вторых, видимое учительство и руководство. В справедливости этого
нас убеждает вся евангельская история. В начале Своего общественного служения
Господь собрал вокруг Себя группу учеников, которых Он Сам избрал и которых
многому научил. В частности, Господь учил, что после Его прославления все,
верующие в Него, сподобятся получить Святого Духа (Ин. 7, 39) и обещал
ниспослать Святого Духа от Отца (Ин. 14, 7).
Из числа Своих учеников Господь избрал 12 ближайших, которых назвал апостолами.
В день Пятидесятницы Господь, действительно, ниспослал Святого Духа, но не на
всех Своих последователей, а только на апостолов. Протестанты, отрицающие
необходимость посредства Церкви в деле спасения, утверждают, что Дух Святой
сошел на всех учеников без исключения. Это пример весьма произвольного
толкования Свщ. Писания. Анализ первой и второй глав книги Деяний показывает,
что Дух Святой сошел только на 12 апостолов, а не на всех учеников, находившихся
в то время в Иерусалиме, которых было не меньше 120 человек (Деян. 1,16). К
принятию Духа Святого в день Пятидесятницы Господь готовил Своих учеников в
течение 40 дней, являясь им и беседуя с ними о Царствии Божи-ем, причем
участниками этих бесед были только апостолы (Деян. 1,3). Только апостолам было
дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1,5). В пользу того,
что Святой Дух сошел только на апостолов, а не на всех учеников, косвенно
свидетельствуют также Деян. 1,11 и Деян. 2,14. Евангельские тексты тоже говорят,
что Дух изначально был сообщен только 12 апостолам. "Как послал Меня Отец, так и
Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого" (Ин.
20,21-22) - эти слова были обращены только к апостолам. Только "одиннадцать...
учеников пошли в Галилею", и именно этим одиннадцати ученикам Господь
заповедует: "Идите, научите все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого
Духа" (Мф. 28, 16, 19-20).
В день Пятидесятницы апостолы первыми исполнились Святого Духа и таким образом
послужили органами, посредниками низведения Его на остальных верующих.
Изначально только им была дана власть наставлять в вере и сообщать благодать
Святого Духа посредством видимых действий, таких, как водное Крещение и
возложение рук. Этой властью не обладали все верующие, вступавшие в Церковь.
Например, Филипп, один из семи диаконов, хотя и крестил самарян, тем не менее,
не мог возложить на них рук, для чего в Самарию из Иерусалима были отправлены
апостолы Петр и Иоанн. Если бы даром низведения Святого Духа обладали все
верующие, крещенные во Христа, то Симон Волхв, который тоже крестился, не
предлагал бы апостолам деньги ради получения этого дара. Таким образом, с самого
начала Господь установил определенный порядок освящения, согласно которому
апостолы должны были стать посредниками этого великого дела, явившись
"домостроителями Тайн Божиих" (1 Кор. 4,1), а также учителями и руководителями
верующих. Не вызывает сомнения, что в намерении Господа было поддержать,
сохранить этот порядок. Когда Господь обещает Своим ученикам дать Утешителя, то
добавляет: "да пребудет с вами вовек" (Ин. 14,16). В условиях земного
существования это намерение могло осуществиться только через непрерывную и
последовательную передачу власти и средств освящения от апостолов к их
преемникам. Таким образом, Господь Иисус Христос явился Основателем из особого
общества верующих Него Своего, обладающего определенной внутренней структурой.
Целью устроения этого общества является его существование до окончания веков, а
также сохранение в нем богоучрежденных органов посредников для освящения людей и
освящающих средств. В Новом Завете это общество называется Церковью. Сам Господь
говорит об основании Церкви как о цели Своего пришествия в мир: "На сем камне Я
создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18).