В Своем пророческом служении Господь является продолжателем и исполнителем
традиции ветхозаветных пророков. Однако между служением пророков и служением
Христа есть и существенная разница. Ап. Павел говорит: "Бог, многократно и
многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил
нам в Сыне" (Евр. 1,1). Отличие заключается в том, что пророки только
пророчествовали об истине, в то время как Господь являет истину и, наконец,
пророки глаголали многократно, потому что каждый из них мог сообщить лишь часть
знания об истине, явить ту грань ее, которая открылась в его религиозном опыте,
тогда как Господь сообщает истину во всей полноте. Можно выделить несколько
видов пророчеств Спасителя.
Во-первых, это пророчества Господа Иисуса Христа о Самом Себе, например, о
предательстве ученика, о крестной смерти, о Воскресении из мертвых в третий
день, о сошествии Святого Духа на учеников. Это пророчества, которые уже
исполнились во время земной жизни Господа.
Во-вторых, пророчества, которые были даны Господом во время Его земной жизни, но
исполнение которых выходит за рамки Его земного служения. Это предсказания о
гибели Иерусалима, о рассеянии иудеев, о гибели галилейских городов -
Капернаума, Вифсаиды и Хоразина, которые действительно через несколько столетий
после произнесения этих слов были полностью разрушены и никогда более не были
отстроены вновь, хотя попытки такие и предпринимались.
В-третьих, - это пророчества, относящиеся к конечным судьбам мира и человека,
которые до сих пор ждут своего исполнения.
Цель пророчеств Христовых состоит в научении и укреплении в вере.
Частный момент учения Христова - это соотношение между учением Спасителя и
ветхозаветным законом.
В ветхозаветном законе можно различать три неодинаковые по тому значению,
которое они имеют для христиан, части:
вероучительную, нравственную и обрядовую. Обрядовая, с христианской точки
зрения, есть нечто временное и приспособленное к потребностям лишь одного народа
на определенный отрезок его истории. Поэтому с пришествием Христа эта часть
закона теряет свою силу, упраздняется. Господь, по всей видимости, вообще не
считал обрядовую сторону законом в строгом смысле этого слова. Что касается
вечного и непреходящего в законе, то оно восполняется, получает совершеннейшее
истолкование, оставаясь при этом подспорьем для правильного восприятия
новозаветного Откровения. Ап. Павел называет закон "детоводителем ко Христу"
(Гал. 3, 24). Вероучительная и нравственная часть Ветхого Завета сохраняет свой
авторитет и для христиан, которые рассматривают Ветхий Завет как источник
вероучения. Но христиане понимают и толкуют Ветхий Завет в его соотношении с
Новым Заветом, то есть Ветхий Завет читают в свете Нового, а не наоборот.
Евангельское учение обращено ко всем народам без исключения. Господь говорит
своим ученикам и апостолам:
"Научите все народы" (Мф. 28, 19). У Марка эти слова звучат несколько иначе:
"...проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15). В течение 40 дней по
Воскресении являясь Своим ученикам, Господь говорил: "Будете Мне свидетелями в
Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и даже до края земли" (Деян. 1,
.
Учение Христово не дает ни малейших оснований полагать, что на смену ему может
прийти новое учение и новое откровение - Третий Завет. Господь прямо говорит,
что Его учение содержит всю полноту истины: "Я сказал вам все, что слышал от
Отца Моего" (Ин. 15, 15), то есть все, что людям следует знать для спасении.
Апостол Павел говорит, что всякий, кто пытается нечто привнести в Евангельское
учение, каким-то образом изменить его по своему разумению, подпадает под
отлучение: "Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то,
что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1,
. Завет, заключенный
Господом Иисусом Христом с человеками, является Заветом вечным (Евр. 13, 20).