Участие лиц Пресвятой Троицы в спасении человека
Священное Писание (Быт. 1,26) говорит, что созданию человека предшествовало
некое таинственное совещание Божественных Лиц. "И сказал Бог: сотворим человека
по образу Нашему и по подобию Нашему". В православном богословии это совещание
Божественных Лиц о создании человека получило наименование Предвечного Совета
Божия. Само это слово "совет" по отношению к предвечному Божественному замыслу о
спасении человека встречается в Священном Писании (Деян. 2,23). Следует иметь в
виду, что славянское слово "совет" означает "волеизъявление", а не "совещание",
ибо "совещание" по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в
Боге воля едина. В чем суть этого Совета, почему именно человек почтен таким
Божественным вниманием?
Бог создал человека свободным существом, которое способно злоупотребить своей
свободой, повернуться спиной к своему Создателю. Поэтому некоторые современные
богословы даже говорят о сотворении человека как о некотором Божественном
"риске". Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей
свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в Искуплении. Поэтому Бог
определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти
средства - Воплощение Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, и Его
искупительная Жертва.
Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы
принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира. Без
этого согласия творение мира было бы так же невозможно, как и без творческого
действия Отца. Тайна домостроительства открыта нам лишь отчасти, в той мере, в
какой это для нас необходимо и спасительно. В частности, нам совершенно
неведомо, почему Бог для спасения людей избрал именно такое средство, а не
какое-то иное, хотя если исходить из того, что Бог всемогущ, Он мог бы,
вероятно, изыскать и иные способы спасти людей от осуждения. Почему именно таким
образом Господь благоволил спасти человека, мы не знаем; не случайно апостол
Павел (Еф. 1,9) говорит об Искуплении как о тайне воли Божией. Совет Божий о
спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как
Творец проявляет величайшую ответственность перед Своим творением: наделяя
человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог
принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления,
принимает решение в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и
разделить с человеком все последствия его падшести. Священное Писание говорит,
что это решение было предвечным, т. е. Бог предвидел падение человека и принял
решение о спасении его еще до сотворения мира. Апостол Павел (Рим. 14, 24)
называет это решение тайной, о которой "от вечных времен было умолчано". В Еф.
3, 9 он говорит о тайне, "сокрывшейся от вечности в Боге". В Еф. 1, 4 апостол
говорит, что "Бог избрал нас в Нем (т. е. во Христе) прежде создания мира". И
Сам Христос называется в Свщ. Писании Агнцем, предназначенным в жертву от
создания мира (1 Пет. 1, 19-20 и Откр. 13,
.
Каково участие Лиц Святой Троицы в спасении человеческого рода?
Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей
через Своего Единородного Сына:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий
верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).
Через Воплощение и искупительную Жертву Сын совершает наше спасение. Господь во
время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того,
чтобы исполнить волю Отца. "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и
совершить дело Его" (Ин. 4, 34). "Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые
дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня" (Ин. 5,
36). "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее;
никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть
имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего". (Ин. 10, 17-18)
Апостол Петр (1 Пет. 1, 18-19) говорит, что мы искуплены "от суетной жизни...
драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца".
Святой Дух усвояет искупленным грешникам заслуги или, лучше сказать,
искупительные плоды Жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах
человеческих дело спасения: "Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине,
избрал вас ко спасению" (2 Фес. 2, 13) Везде в Священном Писании, где говорится
о благодатном освящении человека, предполагается действие Святого Духа.
Например, Ин. 3, 5: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в
Царство Божие".