Православный христианин должен входить в храм тихо и благоговейно, как в дом
Божий, в таинственное жилище Царя Небесного: шум, разговоры, а тем более смех
при входе в церковь оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем
Бога: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему, в страсе Твоем" (Пс.
5,
.
Став на обычное место, с благоговением и страхом Божиим помолись: "Боже, очисти
мя грешного и помилуй мя!" "Без числа согреших. Господи, прости мя!" "Кресту
Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!" "Достойно естъ,
яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь
Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!" "Слава Отцу и Сыну, и Святому
Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь". "Господи, помилуй" (трижды).
"Благослови" "Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш,
помилуй нас" (молитвы с поклонами). Те же молитвы произносятся и при выходе из
храма.
Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая
Церковь требует совершения поклона с внутренним благоговением и внешним
благообразием. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и
потом делать поклон. Крестное знамение должно изображать правильно, с
благоговением, не спеша. Церковный Устав требует от нас, чтобы мы все делали в
храме Божием не только истово, чинно, но и неторопливо и своевременно. Поклоны
следует совершать по окончании каждого краткого прошения, как например: "Господи
помилуй", или молитвословия, а не во время его исполнения. "Не вкупе с
молитвой", - говорится в Типиконе.
Перед началом всякого богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем
при всех службах на всяком "Приидите, поклонимся", на "Святый Боже", на
троекратном "Адлилуиа" (на "Слава") и на "Буди имя Господне" полагается по три
поясных поклона. На всех ектениях церковных служб надо внимательно вслушиваться
в каждое прошение, мысленно возносить молитву к Богу, и осенив себя крестным
знамением, при возглашениях: "Господи помилуй" или: "Подай Господи", положить
поясной поклон. При пении и чтении стихир, стихов и других молитвословий поклон
полагается только тогда, когда слова молитвословий побуждают к этому, например:
"припадем", "поклонимся", "молимтися" и т.д.
При чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон.
На полиелее после каждого величания - по одному поклону. Перед чтением Евангелия
и по прочтении его (на "Слава Тебе Господи") всегда полагается один поясной
поклон.
При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов "Силою честнаго
и животворящего Креста", при начале чтения Апостола, Евангелия и паремий, при
чтении троекратного "Аллилуиа" в середине шестопсалмия нужно осенять себя
крестным знамением без поклона.
Когда священнослужитель произносит: "Мир всем" или возглашает: "Благодать
Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со
всеми вами", следует делать поклон, но без крестного знамения; такой же поклон
полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся и при
отпусте, если таковой совершается без креста. Когда же отпуст произносится
священнослужителем с крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует
сделать с крестным знамением.
При возглашении "Главы ваша Господеви приклоните" следует наклонить голову.
Прикладываться к святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует так:
подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать и не
оттеснять их; положить два поклона пред целованием и один после целования
святыни. Прикладываясь к иконе Матери Божией и Святым, следует целовать руку, к
иконе Спасителя - ноги. Прикладываясь к священному Евангелию, следует произнесть
про себя молитвы: "Со страхом и любовию приступаю Ти Христе, и верую словесем
Твоим". "Христе Боже, помози ми и спаси мя".
Молясь за живых и умерших и называя их по именам, нужно с любовью произносить
эти имена, ибо по долгу любви Христианской они требуют от нас сердечного
сочувствия и любви. Великая разница между бесчувственным перечнем имен и
сердечным поминовением их; одно от другого отстоит, как небо от земли. Надо
твердо помнить следующее: если мы будем поминать умерших, то найдутся люди,
которые и нас помянут после смерти.
Молиться за усопших следует так: "Помяни, Господи, души усопших раб Твоих
(имена) и прости им согрешения их вольная и невольная, даруй им царствие и
причастие вечных Твоих благ и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение".
Когда священнослужителем совершается каждение молящихся, на это следует
ответствоватъ наклонением головы.
Во время чтения Евангелия, как бы слушая Самого Иисуса Христа, стоять с
преклоненною головою.
Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный
псалом: "Помилуй мя Боже"; по окончании первой половины "Херувимской" полагается
поясной поклон. Во время великого входа при поминовении Святейшего Патриарха и
других лиц стоять благоговейно, с приклоненною головою и в конце поминовения при
словах: "Вас и всех православных христиан", нужно говорить: "Архиерейство твое
да помянет Господь Бог во Царствии Своем" - (при служении епископа; при служении
же других священнослужителей говорится: "Священноигуменство, или
священномонашество, или священство твое да помянет Господь Бог во Царствии
Своем"), затем с глубоким чувством покаяния и молитвенного духа сказать: "Помяни
мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!"
Во время совершения самого таинства Евхаристии следует молиться с особенным
вниманием и по окончании песнопения "Тебе поем…" поклониться до земли Телу и
Крови Христовой. Важность этой минуты так велика, что с нею не может сравниться
ни одна минута нашей жизни. В этой минуте заключается все наше спасение и любовь
Божия к роду человеческому, ибо "Бог явися во плоти".
После "Достойно есть" - земной поклон. При словах: "И всех и вся" говорить про
себя: "Молитвами всех святых Твоих, Господи, прости и помилуй нас".
Во время пения "Достойно есть" или задостойника священник молится о живых и
умерших и поминает их по именам, в особенности тех, за которых служится
Литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть своих близких
живых и умерших.
В начале молитвы Господней "Отче наш…" Устав предписывает изображать на себе
крестное знамение.
При открытии Царских врат и явлении Святых Даров (означающем явление Иисуса
Христа по воскресении) при возглашении: "Со страхом Божиим и верою приступите" -
поклон земной.
При последнем явлении Святых Даров (изображается вознесение Иисуса Христа на
небо), при словах священника: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков", - тоже
земной поклон.
Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовой, нужно положить земной
поклон, руки сложить на груди крестообразно, подходить к Святой Чаше не спеша,
благоговейно и со страхом Божиим, громко назвав свое имя. По принятии Священных
Тайн лобызать нижний край чаши, как самое ребро Христово, и затем отходить
спокойно, и не полагая крестного знамения и поклона, но мысленно благодаря
Господа за Его великую милость: "Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе, Боже!" Земные
поклоны в этот день не совершаются до вечера.
Святой антидор и благословенный хлеб принимать должно благоговейно и при этом
целовать подающую руку священника. Антидор раздается присутствующим за Литургией
для благословения и освящения души и тела, чтобы те, которые не приобщались
Святых Даров, вкусили освященного хлеба. В книгах церковных о нем говорится:
"Освящен бо есть, и подобает его не ядущим принимати. А кто и мало ядяше, или
пияше, да не приимет антидор".
От Святой Пасхи до дня Святой Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения
Господня и во все вообще Господские двунадесятые праздники поклоны земные Святою
Церковью совершенно отменяются. Когда в Церкви осеняют народ Крестом,
Евангелием, иконой или чашей, то все должны креститься, преклоняя голову, а
когда осеняют свечами или рукой, или кадят народу, то креститься не должно, а
следует только поклониться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда кадит священник
с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие "Христос
Воскресе", говорят: "Воистину Воскресе".
Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но
не крестятся перед этим.
Находясь в храме Божьем, помните, что вы находитесь в присутствии Господа Бога,
стоите перед лицом Его, перед очами Его, в присутствии Божией Матери, святых
ангелов и всех святых: "В храме стояше славы Твоея, на небеси стояти мним".
Спасительная сила церковных молитв, песнопений, чтений зависит от восприятия их
нашим сердцем, умом и чувством. Поэтому нам необходимо понимать все
совершающееся в церковном богослужении, проникаться и питаться им. Только тогда
за службой церковной каждый согреет свое охладевшее сердце, возбудит заснувшую
совесть и оживит иссохшую душу. Все совершая благообразно и по чину церковному,
будем в телесах и душах наших прославлять Господа Бога нашего.