Все согласны, что человек хочет счастья и что счастье есть цель, к которой он
стремится, но согласие это, в сущности, мнимое и заключается лишь в слове
"счастье", которое толкуется очень по-разному. Поэтому и понятия людей о цели
жизни в высшей степени разнообразны. Одни полагают счастье человека в тех или
иных материальных благах, другие в чувственных наслаждениях (хотели бы видеть
единственное счастье и украшение человеческой жизни вообще в половой любви
Байрон, Мопассан), третьи в достижении власти, славы земной и т.д.
Но и здравый смысл, и опыт говорят о суете искания смысла и цели жизни во
временном и условном бытии. Ветхозаветный мудрец, решая вопрос: "В чем можно
найти на земле высшее благо?" указывает на собственный опыт: как он искал
счастья и в знании, и в удовольствиях, и в прихотях роскоши; и убедился, что мир
изменчив, и всё, чем люди прельщаются в этой жизни, не более, как вымысел
беспокойного духа. Все суета сует и томление духа. "Одно, заключает проповедник,
надлежащим образом утешает человека и доставляет ему мир и радость:
богобоязненность и соединенное с ней исполнение заповедей Божиих" (Екклесиаст).
Только вечное, бесконечное и абсолютное Бытие может дать непреходящий истинный
смысл и содержание для человеческого духа с его бесконечными стремлениями, то
есть последняя цель и высшее благо человека. Эта цель может быть осуществляема
лишь через деятельное богоуподобление и через постоянное и тесное общение
человека с Богом. Предел нравственного совершенствования для христианина
бесконечен.
Указывая на постоянное и беспредельное совершенствование, Господь еще в Ветхом
Завете говорит: "Будьте святы, как Я свят", в Новом Завете Он, выражая эту же
мысль, говорит: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", вот предел
нравственного совершенствования для человека.
Блаженный Августин говорит: "Бог есть Источник нашего блаженства; Он есть цель
всех наших стремлений... Мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем,
нам успокоиться. Постольку мы и блаженны, поскольку достигнем сей цели. Другого
блага у нас нет никакого, кроме того, чтобы соединиться с Богом" (Светлов, стр.
596). В "Исповеди" он же говорит: "Ты сотворил нас для Тебя Самого: потому и
мятется наше сердце, пока не обретет Тебя" (Гл. 1). Осуществление евангельских
начал правды и любви проявляет Царство Божие уже здесь, на земле, но полное
вхождение в это Царство связано с загробной жизнью и концом этого мира.
Земная жизнь должна быть приготовлением к вечности, началом жизни будущей в
Царстве Отца Небесного, когда "Бог будет всяческая во всех" (Кор. 15, 23).
Признанием такого смысла временной жизни не отрицаются мир и земная жизнь, но,
напротив, им только и утверждаются; ибо временное без вечного, земля без неба
теряют всякий смысл и ценность для людей, способных мыслить и чувствовать. Итак,
Бог, слава Божия есть высшая и последняя цель человека, и поскольку она
конкретно осуществляется в деятельной любви человека к Богу, в служении Ему и
ближнему, то не в себе самом, не в своем эгоизме он должен видеть свое
назначение и цель своего бытия, а в Боге.
3.1. Понятие о грехе
Грех, как убеждает нас в том Священное Писание, ведет свое начало от дьявола:
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1 Ин. 3,
. "Грех есть беззаконие" (1 Ин. 3, 4), говорит святой апостол Иоанн Богослов.
Грех есть единственное препятствие общения человека с Богом. Он удаляет нас от
Бога и разрушает гармонию нашего бытия. Грех источник всякой вражды и всех
нестроений. Грех есть зло всех зол, так что чрез него самая жизнь перестает быть
достойной того, чтобы жить ею. Как только грех овладевает сердцем человека, так
сразу же человек входит в противоречие с самим собой, с окружающим его миром и с
Богом.
Наконец, грех является причиной многих болезней и самой смерти. По учению
Откровения, "смерть грешника люта" (Пс. 33, 22). Душа, страшась своего Творца,
от Которого она далеко уклонилась, но Которому она должна по разлучении с телом
предстать, с трепетом и страхом оставляет свою храмину тело. Человек, очищая
себя от греховной скверны и созидая с помощью благодати Божией Царство Божие
внутри себя, постоянно должен в течение всей своей земной жизни памятовать о
спасении. Очищение человека от греха и его спасение возможно только в основанной
Христом Церкви.
3.2. Понятие о спасении
Спасение человека совершается не действием только Бога Искупителя и Освятителя,
но и собственными усилиями человека, ибо человек является разумно-свободным
существом. Спасение есть, прежде всего, очищение человека от греховной скверны
достижение им святости, нравственное его обновление. Без нравственного
возрождения Царство Божье доставило бы человеку мучение, а не блаженство, ибо в
душе его не было бы ничего сродного с благами Царства Божьего. Но нравственное
обновление человека невозможно без возрождения водой и Духом (Ин. 3, 5). Вне
Церкви и без помощи Божественной благодати одними человеческими силами
невозможно "…отложить прежний образ жизни человека, истлевающего в
обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового
человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4, 21-24).
Без помощи Благодати не может и возрожденный соделывать свое спасение. Эта
Благодать обитает в Церкви, и Церковью она сообщается в видимых средствах
таинствах.
Итак, только святая Церковь и обитаемая в ней благодать Божья помогают человеку
освободиться от греха и идти по пути духовного совершенствования ко спасению.
Все в православной Церкви, догматы, таинства, каноны, богослужения с чтением
слова Божьего, обряды, молитвы, песнопения, все направлено к духовному
воспитанию человека, к его победе над грехом.
3.3. Понятие о Символе веры
Все необходимые для нашего спасения истины православной веры в сжатом и
сокращенном виде заключаются в Символе веры. Слово "символ" происходит от
греческого глагола, который в переводе означает "вместе бросаю", "сливаю" и
имеет два значения:
а) "склад", "собрание";
б) "знак".
В первом смысле этим названием указывается на содержание Символа веры; во втором
на то, что Символ веры служит вернейшим признаком и указанием, к какому кто
принадлежит вероисповеданию.
3.4. Понятие о вере и благочестии
На вопрос: "Что такое вера?", мы отвечаем словами св. апостола Павла: "Вера же
есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1), то есть
уверенность в невидимом, как бы в видимом, и в желаемом и ожидаемом, как бы в
настоящем. Вера является одним из источников наших познаний и убеждений. Все
сведения приобретаются человеком двумя путями: то, что у него находится перед
глазами, он может рассматривать непосредственно, а о предметах, выходящих из
горизонта его непосредственного наблюдения, он может получить сведения только от
других людей. Сведения первого рода, получаемые самим человеком непосредственно,
называются знанием; сведения, приобретаемые через посредство других, можно
назвать верой.
Различие между знанием и верой Катехизис определяет следующим образом:
1. Знание имеет своим предметом видимое и постигаемое, а вера невидимое и даже
непостижимое;
2. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера основывается
на доверии к свидетельству истины;
3. Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и сердце; вера
принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях. Но вера
определяется не только нашей уверенностью в невидимом, как бы в видимом (это
определение веры с внешней стороны), вера, по словам св. апостола Павла,
является даром Божьим, и этот дар надо постоянно в себе согревать.
Вера, по своей сущности, есть духовная сила, проникающая все стороны внутренней
жизни человека. Она присуща всем силам души: уму, сердцу, воле. Вера направляет
человека к Существу Бесконечному, Абсолютному, т.е. являет всецелое обращение
ума, сердца и воли к Богу. При постоянном и деятельном устремлении человека к
Богу происходит благодатное просвещение духа человеческого Духом Божиим, или
таинственное, мистическое единение конечного с Бесконечным. Глубокая и сердечная
вера проявляет себя в искреннем доброделании и благочестии, то есть
высоконравственная и святая жизнь является внешним деятельным выражением веры
человека. Молитва, многочисленные дела духовной и телесной милости, словом всё
благочестие человека (ибо, по словам св. Златоуста, различен милования образ и
широка заповедь сия) неотделимы от его глубокой и искренней веры. Только такая
вера оправдывает человека и приводит его ко спасению "вера без дел мертва" (Иак.
2, 20).
3.5. Совершенство ума первозданного человека
Блаженный Августин говорит, что ум Адама (с древнееврейского красный камень,
красная глина, мужчина, мужское начало, человек) по своей силе и быстроте был
настолько выше величайших из известных человеческих умов, насколько птица
быстрее черепахи. По мысли Отца Западной Церкви, даже и это сравнение является
слабым и недостаточным.
О великой силе ума нашего прародителя говорит Откровение. По повелению Творца,
Адам нарекает "имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым"
(Быт.2,20).
В древности знание имени отождествлялось с обладанием знания сущности объекта и
власти над ним, поэтому наречение имен показывает в праотце глубокий ум, который
быстро проникал в сущность и свойства всех тварей. По свидетельству Августина
Аврелия, в наречении имен и античная мудрость видела явление великого ума.
Великому эллину Пифагору (ок. 585-500 гг. до н.э.) принадлежит изречение: "Тот
был мудрейший из людей, кто первый дал названия вещам". Адам, возделывая рай,
должен был идти по пути дальнейшего развития всех своих духовных и физических
сил. Путь нравственного совершенствования Адама являлся легким и светлым, то
есть без тех скорбей и трудов, которые стоят на пути его потомков.
3.6. Чистота сердца первозданного человека
Ни одна нечистая мысль, ни одно нечистоте желание не возмущали светлого
внутреннего состояния праотца. В душе невинного человека не было внутренней
брани. Его сердце наполняли совершенный мир и спокойствие, низшие силы
первозданного человека были в мирном и полном подчинении владычествующей силе
ума. Откровение говорит: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились"
(Быт. 2, 25), ибо стыд, по мысли многих богословов, есть нравственный страх при
виде или при представлении какого-нибудь недостатка, несовершенства, нестроения.
Еще в древности говорили, что стыд есть особого рода покаяние.
"Нагота, говорит проф. Л.Г. Левистский, чуждая стыда, есть совершенное неведение
зла, не только отсутствие действительных недостатков и несовершенства, но
отсутствие и самой мысли о них".
3.7. Свобода воли первозданного человека
Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему свободную волю,
естественно расположенную любить Бога и расположенную более к добру. Ко злу в
природе первозданного влечения не было. Первозданный был свободным существом,
ибо он создан по образу Божьему безусловно свободного Высочайшего Духа.
Победная и разумная душа не только составляет отличительную принадлежность
человека по сравнению его с другими земными тварями, но и составляет существо
самой личности человека, существо человечного духа.
Ум, чувство и воля первозданного человека были совершенно согласны с
нравственным законом, с высочайшей и всесвятой волей Божьей. Имея и чистую
безгрешную телесную природу, Адам легко мог пребывать и преуспевать в добре, и,
таким образом, идти по пути большего нравственного совершенствования, по пути
Богоуподобления. Из Откровения известно, что Творец являлся прародителям,
беседовал с ними и вводил их в истины, дотоле неведомые им. Сам Творец вводит
первозданного человека в рай, Сам дает заповедь "возделывать его и хранить его",
Сам приводит к Адаму жену Еву (с древнееврейского "хава" женское начало,
женщина, жизнь, Быт. 2, 15, 22), Сам приводит к нему всю бессловесную тварь (для
наречения имен, Быт. 2, 19). Господь Бог, обращаясь, говорит: "Адам, где ты?" и
т.д. Что может быть большего для твари, как созерцать своего Творца, Бога и
Промыслителя?
Человек, по мысли святых отцов, наслаждался сладчайшим созерцанием Бога. Все это
было следствием его невинности, безгрешности и чистоты.
Чувствуя в мире живое присутствие Бога, первозданный человек сознавал и свои
обязанности перед Творцом неизменно сохранять первобытную красоту всего создания
Божия. Он должен был всеми силами стараться соответствовать поддержанию в
природе того совершенного порядка жизни, в котором он ясно видел печать
Божественной силы и премудрости (Быт. 2, 16). Ничто живое тогда не испытывало
никаких страданий, скорбей и печалей. В то блаженное время время
непосредственного общения человека с Богом, память о котором сохранилась почти у
всех древних народов как о золотом веке, человек умел довольствоваться всем тем,
что требовалось для поддержания телесных сил. Первозданный человек не думал о
сооружении жилища, он прикрывался лишь тенью райского сада, плодами которого он
питался. Весь животный мир и вся природа были покорны Адаму и всячески ему
содействовали, ибо вся первозданная природа в самом начале видела в человеке не
эгоистического и злого царя - завоевателя, а лишь доброго хранителя и устроителя
своего. Весь мир для жизни первозданного человека не был каким-то источником
зла, но являлся необъятным храмом, в котором он созерцал Всемогущего Бога. В
мире царила полная гармония и блаженство.