Статья Шеллир об Огаме, написанная этим летом специально для журнала Вещие Сёстры.
• Когда я села писать эту статью, я довольно долго не могла сообразить, как же мне её начать. За ту дюжину лет, что я занимаюсь Огамом и его значениями, использую его в качестве инструмента магии и предсказания, веду о нём занятия, информации о нём у меня накопилось столько, что трудно было понять, с чего именно нужно начинать и как продолжать. И тогда я попробовала представить, какие бы вопросы я задавала сама, если бы не знала об Огаме совсем ничего.
Итак, во-первых, я бы спросила:
- Что такое Огам? -
Огам – это магический алфавит кельтского мира и друидическая тайнопись. Почему тайнопись? Дело в том, что кельты не вели никаких записей – в первую очередь из религиозных соображений. Вся их культура, система образования в друидических школах была мнемонической – знания передавались из уст в уста, ученики дословно запоминали то, что говорили им учителя, и так передавалась и хранилась традиция. В этом был свой смысл – тайные знания сберегались от непосвященных, но здесь же лежит и причина того, что мы так немного знаем о религии кельтов, их богах, да и о других сферах жизни. Но письменные знаки все же существовали – это и был Огам, волшебный алфавит, который использовался исключительно редко, и только когда необходимость его использования диктовалась религиозными или магическими соображениями.
- Если Огам такой тайный, то откуда мы о нём знаем? -
За это надо, в первую очередь, благодарить средневековых ирландских монахов, у которых, в отличие от друидов, не было запретов на запись знаний, скорее наоборот – любое знание должно было быть записано и сохранено. Есть несколько манускриптов, в которых перечислены фэды (буквы) Огама, их названия, способ разделения их на Акме (aicme, «семьи»), их значения, формы их начертаний. В самом известном манускрипте, In Lebor Ogaim, «Трактате об Огаме» – перечислено около ста разновидностей этого алфавита. Там есть Огам деревьев и Огам птиц, Огам рек и Огам королей, Огам цветов и Огам псов, там есть Тайный Огам воинов, Огам женщин и многие, многие другие разновидности огама. Барды изучали формы и смыслы Огама в течение трех лет, и за это время должны были полностью запомнить сто пятьдесят его разновидностей – по пятьдесят за год. Есть в рукописях и «слова огама» - фразы, выражающие смысл и суть каждой из фэд.
Кроме манускриптов, до нас дошли и предметы со сделанными Огамом надписями. По большей части это памятные камни с именами людей, но есть и бытовые предметы с нанесенными Огамом словами и с отдельными фэдами.
В этой же книге есть и история о том, как был создан Огам:
«Откуда и с каких времен, от кого и по какой причине возник Огам? – Несложно сказать. Место это называется остров Гиберния , где мы, скотты, обитаем.
А произошло это во времена Бресса, сына Элатана, короля всей Ирландии. Создателем его стал Огма…»
Огма (Oghma), или, на континенте, Огмиос – был богом, связанным с красноречием и магическим словом: сохранилось изображение, где язык Огмы соединен тонкими цепочками с ушами слушателей – очень яркий образ. Так вот именно Огма, узнав, что супруга его брата Луга будет семь раз похищена в Иной мир, и каждый раз возвращение ее оттуда будет долгим и сложным, начертал на бересте первые семь знаков Огама, семь фэд врат, для того чтобы избежать этих событий, и отдал Лугу. Так появился Огам, и отцом Огама с тех пор считался разум и мысль Огмы Златоустого, а матерью Огама – его рука и нож, создающий знаки. Да и само название этого алфавита, судя по написанному в том же трактате, тоже происходит от имени этого божества.
- И как же выглядят эти тайные знаки? -
Огам – это письменность, не похожая, пожалуй, ни на одну другую. В этом алфавите – 20 знаков, они разделены на четыре Акме, семьи по пять знаков в каждой. Пятнадцать фэд обозначают согласные звуки, а пять – гласные. Согласные считались основными, а гласные – вспомогательными; многие надписи Огамом сделаны с пропуском гласных звуков.
Каждая буква называется фэдой (или фид), это означает «древо».
Слова огама писались снизу вверх, - так, как растут деревья, - и вертикальная линия, от которой вычерчивались «веточки» фэд называлась друим («ствол» или «хребет»). Только в христианское время, на пергаменте и бумаге Огам стал писаться горизонтально, слева направо. Если надпись была слишком длинна и не умещалась, то друим не прерывалась, а только загибалась в сторону, подобно гибкой лозе, таким образом сохранялась магическая целостность надписи и ее сила.
Семьи Огама называются по названию первой фэды, и все они построены однотипно: первая фэда – одна ветвь, вторая – две ветви, третья – три и т.п. до пяти ветвей той или иной формы. «Ветви» первой семьи направлены направо, второй – налево, третьей – пересекают «ствол» наискось, а пятая семья может чертиться горизонтальными чертами или точками, «узлами» на вертикальной линии.
Каждая фэда Огама связана с тем или иным деревом, Огам деревьев был, по всей видимости, одной из основных форм этой письменности. В «Трактате об Огаме» к каждой фэде сделана пометка о том, с какой породой дерева она ассоциируется, «слова огама» тоже часто говорят именно о деревьях, и сам Огам уподобляется густоветвистому древу, а его изучение – сравнивается с карабканьем на дерево, где каждая ветвь (фэда) дает опору руке или ноге для того, чтобы подняться еще выше.
Первая семья называется Акме Бьех, Семья Берёзы. Фэды и деревья, входящие в нее: Бьех (Beith), берёза; Льис (Luis), рябина; Фьярн (Fearn), ольха; Саил (Saille), ива и Ньин (Nuin), ясень.
Вторая семья – Акме Хуах, Семья Боярышника. Ее фэды: Хуах (Huath), боярышник; Дуир (Duir), дуб; Тьинен (Tinne), падуб; Колл (Coll), орешник и Куэрт (Ceirt) – яблоня.
Третья семья – Акме Муин, Семья Ежевики. Фэды: Муин (Muin), ежевика; Горт (Gort), плющ; Нгетал, или Гьетал (Gétal), тростник; Страф (Straif), терновник и Руис, или Руш (Ruis) – черная бузина.
Четвертая семья – Акме Альм, Семья Вяза. Её фэды: Альм (Ailm), вяз; Онэн (Onn), дрок или утёсник; Ур (Ur), вереск, Эйе (Eadha), осина и Ивэр (Iubhar), тис.
Много позже появилось еще пять фэд, так называемая Форфэда (буквально это переводится как «дополнительные фэды»). Необходимость в Форфэде была связана с тем, что язык изменялся, появлялись новые, часто заимствованные слова, и чтобы их записывать перестало хватать двадцати изначальных букв. Форфэда – это, по большей части, дифтонги или звуки, которых изначально не было в гэльском языке: например, одна из форфэд стала обозначать звук «п», которого в гэльском не было. В форфэду включены следующие знаки: Эва (Eubhad) – священная роща, Орь (Oir) – бересклет, Илэн (Uillean) – жимолость, Ифин (Iphin) – крыжовник и Эменколл – бук.
- Если кельты ничего не записывали, то зачем им вообще нужны были письменные знаки? -
Ну как для чего? Для магии и гадания, разумеется. Сохранилось множество упоминаний о том, что Огам прежде всего использовался как магический инструмент – даже Огма, только создав эту систему письменных знаков, первым делом использовал их для магического действия.
Знаки Огама – и отдельные, и целые слова и заклинания – вырезались на дереве, причем и на живых ветках, и на срезанных. У кельтов, в условиях их мнемонической культуры, когда акцент делался на «слове звучащем», сама возможность «поймать» это слово, зафиксировать его, воплотить в реальность ценилась очень высоко. У нас есть поговорка: «Что написано пером, не вырубишь топором» - вот у магии Огама примерно такая основа. Заклинание, волшебное слово изменяет мир, но если записать его Огамом – оно станет сильнее и действовать будет дольше, столько, сколько просуществует носитель.
В ирландской и валлийской литературе есть множество упоминаний о магии Огама. Например, Кухулин с помощью знаков Огама, начертанных особым образом на срезанной дубовой ветке, останавливает целое войско, друид Даланн с помощью фэд Огама, вырезанных на тисовых ветках, находит пропажу, а колдун из волшебного народа Гвидион ап-Дон, начертив заклинание на живой ветке орешника и свернув её в кольцо, заставил своих преследователей ходить в лесу по кругу.
Но Огам использовали не только в магии, с его помощью предсказывали будущее. В гэльских языках до сих пор сохранились фразы, которые означают «гадать», но в подстрочном переводе – «бросать дерево», «бросать фэды», и практика гадания на Огаме сохранялась очень долго: на нём даже гадали в судах, если другими способами не удавалось установить вину или невиновность человека. Знаки наносили на кусочки дерева, и они вслепую выбрасывались или выкладывались, чтобы получить предсказание.
Сейчас мы тоже гадаем на Огаме, создавая свои гадательные наборы, и используем его в магии. В обоих случаях есть свои нюансы и особенности, отличающие Огам от других предсказательных инструментов: например, значения фэд очень объемны и многослойны, что накладывает отпечаток и на магическую работу с ними, и на предсказательную.
- Где узнать про Огам побольше? -
На русском языке материалов про Огам совсем немного, - можно найти кое-что в Википедии или в других словарях, или где-то на форумах, но все это – довольно общие статьи, а вот подробной информации, которую можно сделать фундаментом и базой своих знаний – нет. Такое положение дел существует уже не первый год и именно это было одной из причин, по которой мы создали «Проект Огам», которым я плотно занимаюсь уже несколько лет, по мере сил наполняя его информацией об Огаме, фэдах, кельтах и их культуре, мифологии, богах, волшебных существах, артефактах и тому подобных вещах. Тут можно найти основную информацию и об этом алфавите, и о мантических значениях фэд, и кое-что о магии огама. У нас есть обучающий курс, где подробно изучается значение каждой фэды, способы гадания на Огаме и магическая работа с ним, причём при создании этого курса я опиралась именно на кельтский островной миф – «материнский» по отношению к Огаму; на те смыслы, которыми были наполнены деревья именно в этой культуре, на те крупицы информации, которые можно разыскать о магии и предсказании той эпохи. Конечно, полностью и в деталях воссоздать прерванную древнюю традицию невозможно, но использовать всё сохранившееся – вполне, что я и сделала.
Я просто очень хорошо помню время – в самом начале 90х, - когда точно так же не было никакой информации о рунах, и собирать ее приходилось по крупицам, искать какие-то книги, распечатки и т.п. Мне тогда очень хотелось, чтобы существовала книга или ресурс, на котором можно было бы найти достаточное количество дельной информации. С Огамом сейчас ситуация примерно такая же, как с рунами в то время, и мне очень хочется, чтобы этот магический инструмент нашел свою аудиторию и поклонников, тех, кто сможет и захочет его использовать.
Shellir (Наталья Никольская)
Июль 2015