“Кого чтили друиды?
Кельты верили во многих богов, хотя пантеон многих племен отличался друг от друга: как, например, божества ирланцев от валлийских божеств – которые, в свою очередь, полностью отличались от богов галльских племен. Следует учесть, что в разных племенах один и тот же бог мог быть известен под разными именами, причем часто имя его считалось священным и не произносилось вслух (отсюда и клятва: “Я клянусь теми богами, которых почитает мой народ.”).
Вспомним, что в до-христианский период Боги представлялись несовершенными созданиями, подобными людям , со своими личностными особенностями, интересами, чувствами.
Религиозный деятель той поры должен был учитывать и это, чтобы не прогневать богов и подвергнуть опасности все племя. Именно потому, что Боги обладали человеческими качествами, они были более понятны людям – представление же о богах как создателях морали и судьях человеческих было чуждо большинству европейских народов.
Юлий Цезарь оставил нам свои описания галльских Богов, проводя аналогии между ними и римскими божествами: Луг – Меркурий, Белинус – Аполлон, громовержец Таранис – Марс, Тевтатус – Юпитер, Бригид – Минерва, Рогатый Бог Кернуннос – Дис. Поздние свидетельства назвают Зеленого Человека – Повелителя Животных, Эсуса или Ху-Хэса - вечно умирающего Бога, Эпону – богиню в облике лошади, покровительницу плодородия. Стоит упомянуть о Херне-Охотнике, божестве саксов, культ которого возник под влиянием культа Кернунноса.
Их индийский двойник – бог Шива в воплощении Пасупати, “Повелителя Животных”.
Tuatha De Danann, Племена Богини Дану – такое имя носили боги ирландцев, поскольку все Боги были детьми Великой Матери. Интересно, что сама Дану не появляется в мифах, одновременно присутствуя везде. Некоторые видят связь между ее именем и названиями таких рек, как Днепр (Danube) или Дон.
В основном предания об ирландских Богах сохранились в “Истории о битве при Маг Туиред”, где рассказывается о битве против расы фоморов, стремящейся покорить Ирландию. С приходом христианства Боги потеряли власть и силу, став Seidh, Ши, или Фэйри, Феями , и многое из верований друидов перешло в сказки о феях.
Вот небольшой перечень Богов:
Луг Ламхада , Луг Длинная Рука, сын Солнца , отец героя Кухуллина, обладатель волшебного копья Самилданах. В Уэльсе его знают под именем Ллеу, галлы чтили его как Лугоса. Он – один из немногих общекельтских Богов и появляется даже в индоевропейском пантеоне.
Дагда Искусный, один из королей Племен Богини Дану, отец многих Богов. Он - обладатель волшебной дубины, способной как убивать, так и оживлять, и волшебного котла Изобилия.
Нуада Аргатлам, Нуада Среброрукий, бывший королем Племен Дану дважды. Руку он потерял в битве при Маг Туиред, и заменил ее механической рукой Бога Диан Кехта. Он – двойник норвежского бога Тюра.
Морриган, Бадб и Немайн, троица Божеств Войны . Богиня Морриган - главная из них - выбирает тех, кто умрет, то есть – попадет в Мир Иной. Одно из ее воплощений – Прачка у Ручья, смывающая кровь с одежды обреченного героя. Имена ее сестер переводятся как “Ужас” и “Пожирательница Мертвых”.
Бригид, Богиня огня, поэзии и кузнечного ремесла, христианизированная под именем Св.Бригитты. В ее честь каждую ночь сияют блуждающие огоньки. Она – Божество Плодородия, помогает при деторождении. Ее праздник – Имболк; и в эту ночь крестьяне вывешивают за дверь куски ткани, чтобы Бригид благословила их .
Диан Кехт, Бог Плуга, исцеляющий Бог. Он создал волшебный колодец, оживлявший мертвых. Его дети – также целительные божества: хирург Миах и травница Армуд.
Мананнан Мак Лир, Бог морей и волшебства.
Мананнан также является общекельтским божеством (валлийский Манавидан), а в его владениях - в море – находится множество островов Мира Иного, поэтому он – один из его стражей. Титулы его – “Повелитель Туманов”, “Повелитель Страны Женщин”, “Повелитель Страны-под-Водой”. Некоторые считают, что Мананнан был христианизирован как Св.Михаил.
Примерно через каждые 12 недель устраивались церемонии Огня, наряду с церемониями Солнцесостояний и Новолуния. Каждая церемония длилась три дня, начинаясь на восходе первого. На протяжении всего праздника на вершинах холмов горели огромные костры, вокруг и между которых устраивались обряды очищения. Днем устраивались карнавальные шествия , а ночью друиды проводили свои ритуалы.
Вот эти праздники –
Самайн (правильнее – Со-уин), 1 ноября. Название переводится как “Конец Лета”. Это Праздник Мертвых и начало нового Года. По верованиям друидов, Смерть предшествует Рождению в Круговороте Жизни. В этот день граница между Миром Живых и Иным Миром нарушена. Каждый очаг зажигался заново, от ритуальных огней, горящих в Таре и Ойснех; передавали их бегуны с факелами.
Имболк (правильнее – Имволк), 1 февраля. “Возвращение Света”, когда зима подходит к концу и появляются первые цветы. Имболку покровительствует Бригида, и ритуалы, проводящиеся в этот день, посвящены дому и благополучию.
Белтэйн, 1 мая, “Огни Бэла”, благодарение Богам за приход Весны. Это день Жизни и Плодородия, начало лета и середина сезонного цикла друидов. Саксы называли его “Праздник Свеч”.
Лугнасад (правильнее – Лунашав), 1 августа, “Праздник Луга”, день окончания урожаев и благодарение за щедрость Матери-Земле. Саксы называли его Ламмас, “Праздник листьев” .
Подобно скандинавам и германцам, кельты имели свой священный алфавит, огамическое письмо, данное богом мудрости Огамом. В нем 20 букв, располагаемых по группам – “экме”. Изначально в огамическом алфавите было 4 экме, пятая же появидась позднее, для передачи латинских звуков. Буквы огамики – это горизонтальные черты, расположенные на вертикальной линии. Читались эти надписи снизу вверх.
Буква Имя Дерево
1ая экме
B бет береза
L луиш рябина
F фэйрн ольха
S шалью ива
N ниун ясень
2ая экме
H хуах боярышник
D дур дуб
T тинью остролист
C кулл орешник
Q куэрт яблоко
3ья экме
M мунн виноград
G горт плющ
Ng ньэтл камыш
St страфф терновник
R руиш бузина
4ая экме
A альм пихта
O унн ?
U урах вереск
E ийах тополь
I ийо тис
Copyright
1971 I.Bonewits
Copyright
2000 translations by Shelley