Память праведного отца нашего Авраамия, архимандрита Богоявленского монастыря Ростовского
«Господи, благослови, отче.
Преподобный отец наш Авраамий был сыном благочестивых родителей. И, оставив родителей своих и мирскую мятежную жизнь, взял на себя крест Христов и последовал Христу. От младых ногтей посвятил он себя Богу и стал монахом, став чистым вместилищем святого духа, покорив свою плоть духу, владея страстями плотскими, жестокой и тягостной жизни себя посвятил, трудами себя изнуряя; был он начальником монахов и прожил ангельскую жизнь, по своей благодати многочисленными чудесами исцелил страсти неисцелимые, слезами душу свою омыв. Видел же преподобный, что Ростов пребывает в идольском соблазне: не все еще люди приняли святое крещение, и чудской конец поклоняется каменному идолу. Омрачены были сердца их бесом злым, там живущим, так что близко места того никто не отваживался ходить, ибо творил он наваждения, особенно христианам, являясь им злыми мрачными страшилищами.
Ковчег с мощами Ростовских святителей: прп. Авраамия Ростовского, свт. Исайи Ростовского и свт. Димитрия Ростовского.
Ковчег с мощами Ростовских святителей: прп. Авраамия Ростовского, свт. Исайи Ростовского и свт. Димитрия Ростовского. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь.
Преподобный же Авраамий молился Богу, говоря: «Господи Боже, Всевышний! Взгляни с высоты своей на раба твоего и дай мне силу и благодать святого духа сокрушить этого злокозненного идола». И не смог он этого сделать. Не давал окаянный Авраамию близко к себе подойти злым волшебством своим. И не знал Авраамий, что ему делать, и сидел он в скорби пребывая. Вдруг увидел он старца благообразного, идущего к нему. Преподобный встретил его, оба поклонились друг другу и взяли друг от друга благословение, а затем сели. Начал же блаженный Авраамий говорить старцу: «Откуда, добрый человек, ты идешь? Из какой ты страны, божий святой?» И ответил ему старец: «Я, отец, родом из Царьграда, странник, пришедший в вашу землю. Скажи мне, отец, почему ты скорбно сидишь около этого исполненного страстей идола Велеса?» Сказал блаженный Авраамий старцу: «Стремлюсь я, моляся Господу Богу, сокрушить этот многострастный идол Велеса и не могу: не внял Бог молитве моей», – и так скорбя сел. Сказал же старец Авраамию: «Если ты хочешь, отец, желание свое исполнить, то иди к Цареграду, разыщи там церковь Иоанна Богослова, войди в нее, помолись образу его и не выйдешь оттуда напрасно, и желание свое получишь». Опечалился блаженный по поводу предстоящего ему длинного пути, а старец ему: «Господь Бог окончит твой путь в короткое время».
Блаженный же Авраамий исполнился духа святого, взял благословение у старца и отправился в путь, забыв о долготе его. И перешел он Ишню-реку, и встретил там человека страшного, благоговейного видом, плешивого, с залысинами, с круглою большой бородой и весьма красивого, держащего в руке трость. Припал к его ногам блаженный и поклонился ему. Спросил его страшный муж: «Куда, старец, ты идешь?» И отвечал: Авраамий: «На поиски храма Иоанна Богослова». И сказал ему страшный муж: «Возьми, старец, мою трость и подойди к идолу Велеса, ниспровергни, его тростию этой во имя Иоанна Богослова, и рассыплется он в прах, окаянный». И стал он невидим.
И понял блаженный, что разговаривал он с Иоанном Богословом, и, страхом и радостью объят, возвратился назад. Подошел он беспрепятственно к идолу и сокрушил его во имя Иоанна Богослова. Тотчас на том месте, где встретил Иоанна Богослова, поставил Авраамий церковь в его имя, которая стоит и до сего дня. И взял благословение от епископа и соорудил небольшую церковь на том месте, где прежде стоял идол Велеса, во имя святое Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, и кельи там поставил, и монахов призвал, и, заботясь о них, общину создал. И много зла претерпел он от неверных, которые не раз хотели разорить святыню и сжечь ее. Но Бог не допустил до этого молитвами и терпением преподобного. Через некоторое время всех он привел ко Христу благоразумием своим, и крестились все от мала до велика, и начали ходить на славословие Божие и на всенощное бдение и жены, и отроки.
Преподобный же чтением книг и поучением духовным услаждал сердца их, словно медовыми сладчайшими сотами.
Многие же отроки, оставив своих родителей, тайно приходили к нему и постригались. Словно сад насаждал он близ вод и напоял деревья сада того водами – поучениями божественных слов. И увеличил он число монахов, и церковь великую создал и украсил ее, словно невесту, чудными иконами и святыми книгами, в ней же множилось пение святое. Князья же ростовские стали веру великую иметь к монастырю, и ко отцу своему Авраамию, и ко всем монахам, и богатства много давали на строительство монастыря, и села давали на нужды монахов.
Преподобный епископ, видя процветание монастыря, его изобилие всем необходимым, посоветовался со князьями и учредил ту обитель архимандритией. И посвятил он в архимандриты преподобного Авраамия. И он начал еще более трудиться, один подвиг к другому прилагая, предаваясь посту и молитве, являя собой образец для всех, стяжав славу своим великим смирением, и имел он нелицемерную любовь ко всем приходящим, как высшим, так и низшим.
Старый же ненавистник добра дьявол вооружился на преподобного и пакости ему творил денно и нощно, но не мог никак его устрашить кознями своими: огражден был преподобный Христовой благодатью и крестным знамением. Однажды собрался святой, как обычно, совершать литургию в святой Божьей церкви, творя обычные молитвы, и хотел к святому причащению вымыть руки, а дьявол вошел в умывальник и хотел преподобному вред сотворить водою. Понял преподобный, что лукавый дух пребывает в сосуде, взял он честной крест и положил его сверху сосуда, а вокруг оградил крестным знамением, и не трогал он сосуд тот много дней. Бес же, сжигаемый крестного силой в сосуде, не мог оттуда выйти.
Однажды, как обычно, князья отправились в поле на охоту и к концу дня, возвращаясь в город, зашли в монастырь поклониться церкви и принять благословение от преподобного. Случилось так, что преподобный в то время находился в пекарне, где мыл для братии власяницы. Имея обыкновение преподобный каждый день для братии трудиться: то для поварни дрова рубил, то власяницы для братии мыл, иногда воду носил в поварню и пекарню. Услышал преподобный о приходе князей и пошел в келью свою благословлять их. Пока же преподобный шел, князья ожидали его в келье, и увидели они накрытый крестом сосуд, и не могли понять, что это значит. Один из князей дерзнул снять крест с сосуда, чтобы сотворить им знамение, и тотчас бес вышел из сосуда, словно дым черный и злосмрадный, испугав всех находящихся в келье.
И встретил лукавый дух преподобного, в келью идущего, и стал поносить его злыми словами: «Как ты, окаянный, заставил меня мучиться силою невидимого Бога, изгнав меня силою крестного, так и я тебе зло причиню, в скором времени одолею тебя, воздвигну козни против тебя, и нанесу тебе раны в укор всем видящим тебя, и муки злые наведу на тебя: будешь ты посажен на пегую ослицу без седла, обутый в женские красные сандалии, и другого прочего зла много причиню тебе за то зло, которое я принял от тебя». Преподобный же оградил себя крестным знамением, и бес тотчас исчез. Князья спрашивали преподобного о случившемся, почему дым вышел злосмрадный из сосуда, но тот ничего им о том не сказал. Взяли князья благословение от преподобного, и тот, поучив их, отпустил с миром.
Через некоторое время обернулся бес воином, и пришел к великому князю во Владимир, и начал на преподобного возводить тяжкие обвинения: «Царь и господин мой, хочу я тебе тайну великую поведать, твоего могущества достойную. В твоей державе, о царь, в городе Ростове есть некий монах Авраам, образом волхв, претворяющийся святым, он прельщает людей, притворяясь смиренным. Он нашел в земле огромный клад – медный сосуд, наполненный золотом, достоен тот клад твоего господства. Тем сосудам золотым, золотым поясам и цепям нет цены, о серебре и других драгоценностях нельзя рассказать. На те сокровища создал он монастырь и поставил большую церковь, а твоему господству о том не поведал». Князь же великий распалился гневом страшным на преподобного и послал к нему воина свирепого, сказав ему так: «Как найдешь ты старца, то не говори ему ничего, ни единого слова, а в чем его застанешь, в том и приведешь ко мне». Все это было по научению злого того воина, то есть беса.
В это время преподобный пребывал в келье на молитве, после окончания соборной службы. Стоял он на молитве в одной власянице, разутый. Пришел к нему в это время злой и свирепый воин и не дал преподобному ни слова сказать, ни одежду надеть, ни ноги обуть. Так вот сатана обуял его сердце. Увидел преподобный вражду дьявольскую против себя и не испугался, а только более стал благодарить Бога за то, что с ним случилась такая беда. Взял преподобного воин, посадил его на своего коня и помчал к Владимиру. И встретил он на другой стороне Ростовского озера поселянина, едущего на пегой ослице, а в руке держащего красные женские туфли. И посадил воин преподобного на ослицу, а туфли натянул на его ноги, и тотчас доставил его в державу великого князя, и привел к князю в одной власянице, которую Авраамий на теле своем носил.
Повелел князь воина того, противника Авраамия, привести к себе. Воин же тот теми же злыми словами стал поносить преподобного, говоря о находке огромного клада, о чем и прежде говорил. Преподобный же, подняв руки к небу, повелел духу лукавому: «Заклинаю тебя именем Господа нашего Иисуса Христа: поведай мне, кто ты, такими словами оклеветавший меня?» Затрепетал бес и сказал: «Я бес Зефеус, искони ненавидящий добро человеческое, а более всего ненавижу монахов, боящихся Бога. Так узнай же, монах: как я тебе говорил, так сотворил за твою жестокость, поскольку мучил ты меня в убогом своем сосуде!» Так сказал и тотчас исчез. Князь же увидел дьявольское обольщение, а преподобного поруганным стоящего, так что страшно на него смотреть, и страх охватил всех, находящихся у князя.
Начал тогда князь умолять старца, просить у него прощения за свое прегрешение по отношению к нему и со слезами просил: «Я, отче, виновник твоему насильственному приходу, жестоко оскорбил я тебя, прости меня, отче, за то, что тебя прогневил, и не возводи на меня сей грех!» Старец же ему ответил: «Господь простит тебя, самодержавный царь, ведь все это дело рук старого врага – дьявола, и потому, царь, не удивляйся этому: искони борется он с людьми, особенно с боящимися Бога, всегда готов им зло содеять». Князь увидел смирение преподобного, и, услышав его тихие слова, со смирением сказанные ему, понял, что тот не держит на него зла, и стал князь ублажать преподобного, воздал ему великую честь, дав на расширение монастыря и храмов много сел, сделал тот монастырь своим, княжеским, поставив его выше всех других обителей в Ростове, и много слуг дал храму святого Богоявления, и грамоты жалованные многие дал монастырю тому, которые есть в монастыре до сего дня. Отпустил князь преподобного с великой честью в свой монастырь. И пожил преподобный Авраамий в своем монастыре в великом смирении, труды к трудам прилагая, и в великом смирении отошел к Господу, его же с младых лет возлюбил».
Житие преп. Авраамия Ростовского
Из книги: Древнерусские предания (XI–XVI вв.) М., 1982. С. 135–141.