Куклы для мертвых
В современном мире куклы используются исключительно как детские игрушки. Но так было не всегда. В далеком прошлом люди и представить не могли, что эти предметы можно использовать для развлечения. По видимому, кукла - как сакральный предмет, имеющий отношение к потустороннему, гораздо старше, чем кукла-игрушка. Задолго до зловещего Чакки известного фильма ужасов, она была оболочкой, в которой была заключена душа умершего.
Память об этом хранится в сказках. Сказка “Василиса Прекрасная” начинается с такого невинного на первый взгляд сюжета
"Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: "Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета". В северной сказке: "У меня в сундуке есть цетыре куколки, как че надо, они тебе помогут", — говорит мать перед смертью своей дочери. Попутно обращаем внимание на то, что куклу эту надо кормить.
Кормить куколку нужно было вовсе не из игровых соображений, как теперешние дети, которые устраивают кукольное чаепитие из игрушечной посудки. Подоплека тут гораздо более впечатляющая. Но об этом мы расскажем чуть позже.
Фольклорист и исследователь сказок В.Я.Пропп писал
“В сказке "Князь Данила-Говорило”. преследуемая девушка постепенно погружается в землю (т. е. уходит в преисподнюю) и оставляет вместо себя четырех куколок, которые отвечают преследователю за нее ее голосом. В этом случае куколка служит заместителем ушедшего под землю.
Именно такую роль куколка играла в верованиях очень многих народов. "Известно, что остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе — мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи "деревянного болвана" или куклу, которые считались вместилищем для души покойного. Изображение это кормили всем тем, что ели сами, и вообще ухаживали за ним, как за живым.
Эта вера — отнюдь не специфическая особенность Сибири или Европы. В Африке у Eime, когда умирает жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, "которая представляет эту жену в потустороннем мире. Ей оказываются всякие почести, чтобы жена на том свете не ревновала к жене на этом свете". В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку, при помощи которой пророчествуют. Фрэзер подробно описывает, как в куклу заманивают душу больного . Содержа душу больного, кукла могла содержать или представлять душу умершего вообще. Родственники делают небольшую куклу, за которой ухаживают; в этой кукле инкарнируется покойник. Куклу кормят за столом, укладывают спать и т. д.”
То есть куклу кормят и ухаживают за ней, как ухаживали бы за покойным, вместилищем чьей души она является. Кроме того, такая кукла имела отношение к миру духов и предков, а значит, ее нужно было задабривать, чтобы не навлечь на себя беду или на своих покойных родственников.
“В Египте это представление отразилось в заупокойном культе. Ю. П. Францов отметил это явление в своей работе о древнеегипетских сказках о верховных жрецах. "В древнеегипетской магии употребление фигурок с магическими целями было широко известно. С тем оттенком, с каким передано употребление фигурок в нашей сказке, в качестве фигурки-помощника, представление получило распространение в заупокойном культе в виде фигурок-помощников «ушебти» или "шауабти". И хотя фигурки, о которых идет речь, имеют животный вид, здесь связь все же несомненна, так как человек-предок пришел на смену животному-предку. Как указывает Видеман, фигурки «ушебти» имели вид статуэток. Их клали в могилу умершего, они назывались «ответами» и должны были помогать" в загробном мире“.
Сибирские куклы
У коренных народов Сибири - селькупов, ненцев и многих других до самого последнего времени сохранились похоронные обряды, связанные с куклами. Фигурки, которые считались вместилищем души назывались “иттарма” - хотя у разных народностей, названия могут отличаться.
Подобные фигурки представляют собой туловище без головы и рук, или они есть, но слишком маленькие, а голова лишена лица, либо оно едва намечено Напрашивается аналогия с палеолитическими “венерами”, у которых нет рук, голова весьма “условна”, а сами они безлики. У хантов такая кукла была длиной 20-22см. Причем некоторые старые ханты делают такие фигурки до сих пор!
Как пишется в этнографическом альбоме “Эти изображения делали родственники, но не родители или супруги (из-за траура). На Сыне иттармы делают женщины — для умерших женщин, мужчины — для мужчин. Основу иттармы делают мужчины, одежду для нее — женщины, но не близкие.” Ящичек для хранения куклы всегда делали мужчины.
У народа саха в создании куклы участвовал шаман. Это он вдыхал в куклу жизнь. Ниже такая кукла (тюктюйэ), которая принадлежала князю Западно-Кангаласского улуса Дьёсёл Ивану. На ее “похоронах” принесли в жертву коня белой масти. Шаман проводил обряды три дня.
20-30 лет тому назад туловище иттарма делалось из дерева - иногда отрубленного от угла дома, или металла. Последний материал, как издавна считалось, обладал магическими свойствами. Это связано, что для древнего человека процесс выплавки металла и превращение одного вещества в другое был настоящим магическим действом. Недаром у многих народов кузнецам приписывались колдовские способности. Поэтому если не было возможности сделать туловище из металла, на грудь фигурке обязательно цепляли хотя бы монету или медные кольца. И клали вместе с ней различные мелкие металлические предметы или обвешивали медными цепочками.
Часть кукол, как мы писали, были деревянными или металлическими. Но часто бывали и просто тряпичными. Но вне зависимости они всегда были тщательно одеты. Вместо головы у “мужских” кукол был капюшон, у “женских” - косынка. Куклы-вместилища женских душ одевали в распашные шубки, платочки с бахромой, ситцевые платья. На груди была гирлянда из колец, бус и бляшек. Заворачивали их в большие головные платки.
Мужские - в ситцевые рубашки, кафтаны, пояса, малицы - одежды из сшитых оленьих шкур. Любопытно, что о благосостоянии кукол тоже заботились. Так в одном разрушенном доме нашли иттарма под первой рубашкой которой были положены два кредитных билета по 100 и 1000 рублей 1918 года.
Пока покойник еще лежал в доме, за куклой всячески ухаживали - кормили, укладывали спать, усаживали на любимое место покойного. Причем делали это преимущественно женщины. Считалось, что в ней живет одна из его душ. Исследователи, например, были свидетелем того, как во время обеда ящичек с иттарма забирали с кровати, на которой спал покойный, и ставили к столу, а перед ним - еду и питье.
Хранили иттарма в специальном сундучке дома или вместе с домашними святынями на полочке в передней части дома - изображениями духов дома. Исследователи находили в разрушенных домах такие сундучки, в которых помимо кукол лежали “сокровища” покойного - все для курения, ножи, пряжки, кусочки шкур.
После смерти мужчины такую куклу хранили 5 лет, после кончины женщины - 4 года. Дальнейшая их судьба зависела от обычаев разных народностей. Иттарма могли похоронить в лесу, поместить на чердак, сжечь. Не все куклы покойника хоронили. Куклы-вместилища душ умерших шаманов, старых, уважаемых лиц хранили вместе с другими семейными святынями. Также распространен был и другой обычай, о котором ниже.
Кладбище кукол
Если вы думаете, что “ура” - это только выражение радости и победного настроя, вы ошибаетесь. Это еще и куклы-вместилища душ людей, погибших не своей смертью. Если человек утонул, застрелился или замерз пьяным, для него делали такую куклу. Она была побольше - до 50см. Делали их через 2-3 дня после похорон.
Еще не так давно людям, которые попадали на берег реки Несъюган, открывалось поразительное зрелище. Кладбище кукол - Ура. На высоких пнях повсюду были расставлены миниатюрные коробки, похожие на амбарчики - ура-хот. По конструкции своей они похожи на сруб с двускатной крышей. Любопытно, что сходство с амбаром не случайно, это сооружение считалось священным у народов Сибири. Внутри сооружения куклы лежали на импровизированной постели, а рядом с ними лежали спички, ножи, лоскутки. Исследователи даже находили чашечку из набора детской посуды. Все ура-хот были повернуты передней частью к центру этого места. На деревьях развевались лоскуты ткани.
В это место люди приходили на поминки, поэтому в центре Ура было место для кострища, стояли ведра для воды. Вот описание поминок “Сначала поминки делают через 15—20 дней после похорон, и в первый год после смерти человека довольно часто (как и в случае обычной смерти от болезни иди старости), но в основном — когда есть вино. Потом поминки устраивают тоже, как обычно, раз в год. Когда приходят поминать умершего на место Ура, открывают дверь амбарчика ура-хот, здороваются с куклой ура (стучат дверью об стенку амбарчика, вызывая умершего, целуют стенку ура-хот). Затем разводят костер, в ведрах, хранящихся у костра, ставят варить пищу, кипятят чай. Как объяснили нам информаторы, на Ура оленя не убивают, а привозят с собой из поселка голову или тушу оленя (на поминки - рыбу или мясо). На деревья вешают черепа и рога оленей, лоскутки ткани, ленточки, чаще всего белого цвета. Это дары лесным духам.”