Первые версии легенд о святом колдуне по имени Киприан начали появляться в 450 году, и один из центральных рассказов разворачивается вокруг истории, такой же древней, как сама настоящая любовь: юноша видит девушку, юноша влюбляется в девушку, юноша просит девушку выйти за него замуж.
Девушка отвечает отказом, потому что недавно она обратилась в христианство и решила оставаться девственницей, дабы насладиться плодами брака с Иисусом на небесах. Тогда молодой человек предпринимает попытку ее похищения на улице, но девушка с легкостью прогоняет его прочь.
Парень находит шайку бандитов и посылает их к ее дому. Но семья девушки вооружается мечами и разгоняет толпу. Молодой человек понимает, что неразумно действовать такими методами и решает нанять волшебника.
Вот здесь мы и встречаемся с Киприаном. Впоследствии он станет официальным святым католических и восточных православных Церквей и неофициальным покровителем народной магии и некромантии. Но на момент нашего повествования, Киприан – всего лишь очередной чародей по найму, предлагающий свои услуги за плату на улицах Антиохии III века.
Похоже, что в то время Антиохия имела вполне установившийся рынок волшебных товаров и услуг, включающих любовную магию. Волшебство было ремеслом, и легенда утверждает, что Киприан еще в юном возрасте был принят в ученики языческим колдуном, подобно тому, как другие мальчики могли быть отданы в ученичество кузнецу или торговцу рыбой. Но вместо того, чтобы учиться ковать подковы или ловить карпов, молодой Киприан изучал различные магические трюки, такие как разговор с мертвыми, управление погодой и вызывание землетрясений.
Также Киприан учился заграницей и в итоге стал получать изрядный доход, благодаря своему делу. Согласно «Исповеди Киприана Антиохийского», вероятно, написанной в V веке, перевод и вступление к которой были выполнены Райаном Бейли, Киприан путешествовал по древнему миру, изучая тонкости демонологии, топя корабли, хороня заживо стариков (для бога Плутона!), расчленяя христиан и изымая младенцев из чрева беременных женщин с целью использования их в человеческих жертвоприношениях.
Он даже встречался с дьяволом для беседы:
«Ублажив его жертвоприношениями, я увидел дьявола. . . Его облик был подобен золотому цветку, украшенному драгоценными камнями, и глава его была увенчана соединенными каменьями, энергии коих освещали сие место, и одежды его были под стать сему – когда он закутывался в них, земля сотрясалась».
Дьявол дает Киприану власть над «фалангой демонов». И когда тот юноша, о котором мы говорили вначале, посещает Киприана в Антиохии в поисках любовного заклинания для завоевания (похищения) девушки (которая станет известна как святая Иустина), колдун принимает заказ. Взявшись за эту работу, он немедленно препоручает ее демонам, а также дракону.
В переведенном Мэтью Беркли «Обращении святого Киприана» (один из текстов сборника «Cypriana Old World») говорится, что Киприан вызывает демона, а затем отправляется к дому Иустины и использует волшебное зелье, чтобы облегчить демону вход. Демон находит Иустину в молитве и вызывает «жжение в ее почках». Но она отгоняет его крестным знамением.
Когда демон возвращается к Киприану с пустыми руками, колдун устраивает тому серьезную взбучку. Затем, вместо того чтобы сдаться, Киприан удваивает свои усилия и призывает более сильного демона. Когда этот более сильный демон прибывает в дом Иустины, она как раз решает встать посреди ночи, чтобы хорошо, основательно помолиться. В какой-то момент она замечает демона и приказывает ему убираться.
И тот просто подчиняется. Позже он рассказывает Киприану:
«Я был побежден, и не могу сказать (почему). Ибо я увидел знак и содрогнулся».
На этот раз Киприан не впал в бешенство, а просто огорчился. «Хорошо, – сказал он себе, – и этот тоже...».
Дальнейшее зависит от того, какую версию истории вы читаете. Согласно одной из них, когда демоны Киприана оказались не в состоянии выполнить работу, то, в соответствии с традицией обслуживания клиентов, Киприан вызвал их управляющего. Демон высшего эшелона, быть может, даже сам дьявол, отправляется к Иустине, приняв облик девы. Эта дева просит Иустину, чтобы та научила ее, как полагается жить настоящей девственнице. И так как те звуки, что та издает, напоминают подготовку к сеансу любви (представьте, как она проговаривает слова очень медленно на исконном греческом языке), Иустина, похоже, не обращает внимание на ее крайнюю сексуальность. Иустина начинает вещать о величии Бога, однако догадывается, что эта дева (которая только что появилась в ее спальне) отнюдь не то, чем кажется. Так что она заводит молитву, делает крестное знамение и прогоняет демона. Это одна версия.
В другой, подробно описанной в «Исповеди», Киприан хочет овладеть Иустиной сам, и посылает к ней дракона. Ну или «дракона», крылатую демоническую тварь, ассоциируемую с сексуальным желанием, которую Киприан, по-видимому, на сей раз встретил в Египте. Колдун подчиняет дракона при помощи своей фаланги демонов и отправляет всех вместе к дверям Иустины. А Иустина отшвыривает их прочь. Не пламенеющим мечом или стрелами, высеченными из костей святых, словно в некой RPG третьего века, но, к сожалению, только силой христианской набожности.
В любом случае, Киприан впечатлен. И он обращается в христианство. Не потому, что это «правильно», а потому что таким образом, он, казалось, переходит на сторону более сильной из двух группировок. Однако, местные христианские авторитеты поначалу ему не поверили (вспомните о жертвоприношениях младенцев). Чтобы доказать свою искренность, Киприан сжигает все свои книги по темной магии и начинает вести жизнь, исполненную христианской добродетели, в конечном итоге достигая святости.
На этом история могла бы завершиться. Однако она не заканчивается.
Дело в том, что согласно различным преданиям, Киприан не полностью оставил свое былое искусство. И что еще более важно – сжег не все свои книги.
Очерки, собранные в «Cypriana Old World», рассказывают о том, как чародейские книги, якобы написанные святым Киприаном, вносили свой вклад в практики европейской народной магии на протяжении веков. В некоторых скандинавских странах книгу магических заклинаний могут именовать просто «Cyprianus».
Некоторые полагали, что иметь магическую книгу святого Киприана – к неудаче, а читать ее – грех. Но все же эти произведения знаменитого волшебника-святого находили тех, кто считал их полезными. К примеру, в народных магических традициях Португалии к святому Киприану и его книгам прибегали в целях эротической магии, гаданий и выявления воров. Также считалось, что если у кого-то была книга заклинаний святого Киприана, то он может отыскать клад, проведя ночь на дереве.
Но тем, кто обращается к святому Киприану Антиохийскому, следует быть осторожными. Ибо сей святой колдун из Антиохии, который (возможно) оставил демонолатрию ради могущества и личной выгоды, может быть не столь благосклонным, как более канонические святые.
Автор - Вильгельм КУПЕР.