ШАМАНСКАЯ БОЛЕЗНЬ
Шаманская болезнь — это довольно странный термин, поскольку, с одной стороны, его можно распространять не только на шаманов, а с другой стороны, мы должны честно сознаться, что это не болезнь. И, может быть, поэтому неслучайно в современной ситуации, когда шаманизм значительно трансформировался, наши новые шаманы, или неошаманы, говоря о шаманской болезни, иногда рассказывают нам самые невероятные ситуации.
Признаки шаманской болезни (их сочетание между собой может варьироваться у разных людей и быть разной интенсивности):
1. боли в суставах (словно кости ломают, или жгут, или отрывают от них мясо);
2. жар или озноб, в которые бросает когда говоришь или видишь/слышишь что-то эмоционально значимое для тебя;
3. сильные головные боли;
4. самопроизвольное впадение в трансовые состояния с очень яркими и четкими переживаниями в них: видение/слышание/осязание духов, переживания расширения сознания, путешествия внутри органов собственного тела;
5. встречи во снах с животными силы;
6. вспышки ясновидения, черпание информации "из ниоткуда";
7. очень яркие и чёткие сны, в которых всё видится как полупрозрачное;
8. призывы духов, прямые или косвенные, к тем чтобы ты стал шаманом;
9. сюжеты шаманского посвящения во сне: передача силы, ритуальное купание, одевание в шаманские одежды, вручение шаманских атрибутов;
10. переживание смерти: остановки сердца и дыхания, возможное наступление клинической смерти;
11. дикое желание камлать, петь по-шамански, делать ритуальные, необъяснимые с точки зрения окружающих людей вещи;
12. судороги;
13. сильные эмоциональные перепады - от божественной любви до неистовой ярости и гнева;
14. "нехватка воздуха", когда задыхаешься;
15. приступы необъяснимой паники;
16. головокружение;
17. предобморочные состояния или обмороки.
18. ощущение, что тело протыкают ножами в разных направлениях, насквозь;
19. тема смерти и похорон во снах.
На самом деле, если мы обратимся к шаманской традиции, то, оговаривается, что самое важное в шаманской болезни — это психические страдания человека. Причем психические страдания были очень сильными, они проходили с фантастическими галлюцинациями, и это знал не только сам человек, это видели и окружающие — я имею в виду не галлюцинации, а его страдания. Причем эти страдания могли быть не только психического, но и психофизического характера, то есть в этом процессе становления была задействована практически вся психофизиология человека.
Наверное, разумнее говорить о том, что шаманская болезнь — это именно процесс становления шамана, как сейчас западные исследователи в первую очередь и трактуют этот вопрос. Если говорить о том, что было раньше, то мы должны сознаться, что там все происходило настолько мощно, настолько сильно и, с точки зрения чужих по культуре путешественников, наблюдавших подобные явления, абсолютно в варианте психического отклонения, что мы, конечно, должны помнить, что эта первооснова шаманской болезни, видимо, была спровоцирована и психикой, и физиологией шамана, и в том числе культурой.
Люди, которые имеют шаманскую болезнь, не просто проходят определенный вариант интересного становления, но и действительно в результате этого становления, что-то меняют в своем сознании, у них меняется работа мозга. Они обретают какой-то вариант работы мозга, с помощью которого они потом ведут свою шаманскую практику. Но вот для того, чтобы прийти к этому, они должны пройти очень солидное становление, которое напоминает психические заболевания.
Однако тот человек, который проходил своим путем, проходил через это шаманское становление, естественно, превращался в шамана. Что здесь было очень важно в традиционном обществе? Дело в том, что в ситуации, когда человек впадал в такое состояние, которое можно было обозначить как «кандидат в шаманы», к нему приглашали большого шамана — человека, способного понять, что с ним происходит. И в результате камлания определенного типа этот старший шаман обычно делал свое умозаключение.
Либо он говорил, что этот человек будет шаманом, и тогда, как правило, брал его в ученики, если традиция позволяла такое, либо он говорил, что это, конечно же, психически больной и его необходимо лечить. Разумеется, он говорил не такими словами, как я сейчас говорю, поскольку для них это было вселение духов, это была одержимость, нужно было этих духов изгонять. То есть два варианта: либо мы духов отгоняем, либо, наоборот, мы знакомим этого будущего шамана с духами-помощниками, с его духами-хранителями, покровителями, с помощью которых он будет впоследствии работать, проводя свои шаманские камлания.
Мы говорим о том, что шаманская болезнь — это процесс становления шамана. Однако, есть разные шаманские техники и разные варианты шаманских практик.
Нынешние шаманы не только, говорят о том, что три года был насморк, но они говорят, как правило, либо о каких-то физических страданиях, которые их преследовали, либо о депрессивных состояниях, либо о том и другом, иногда речь может идти о чем-то ином. И, кстати, к подобного рода деятельности может приводить, естественно, не только шаманская болезнь, особенно в таких классических вариантах, о которых описано выше, а здесь могут быть самые разные иные варианты, когда человек, например, получает травму, связанную с мозгом, и он вдруг начинает видеть, слышать и обращается тоже либо к шаманской практике, либо к целительской практике, либо еще к какой-то.