Вредоносные заговоры многочисленны и
разнообразны. В ряде случаев они могут быть краткими, как в приведенном
ниже образце из сборника XVII века (Как сей мертвец (имя рек) [а имени
буде не знаешь — назови его Иван] умер без покаяния, так и ты умри без
покаяния), но сопровождаться сложными обрядами. В данном случае
следовало тайком отправиться на закате к могиле умершего без покаяния
человека, имея при себе куриное яйцо и топор с привязанным к нему
огнивом; у мертвого нужно было попросить разрешения взять земли у него в
головах, принеся за это в жертву (поминок, гостинец) белую лебедь,
заменяемую в порядке обрядового формализма куриным яйцом, а затем
попросить покойника о помощи. Взяв земли, нуж-но было идти домой не
оглядываясь, а возле дома встать на камень и, очертив топором вокруг
камня круг, произнести оберег, охраняющий совершившего обряд от недруга,
кинуть топор в северную сторону, а через некоторое время достать его и
отвязать огниво. После этого следовало бросить землей, взятой из могилы,
в грудь недруга, произнеся заговор. Встречаются и сложные длинные
заговоры, в частности направленные против соперников в любви.
Вредоносные
заговоры могут сопровождаться почти универсальной практикой, когда
изготавливают фигурки (куклы), изображающие тех, кому нужно навредить, и
причиняют кукле тот вред, который предназначается потенциальной жертве.
Описание шуточного исполнения этого обряда над персонификацией болезни
можно найти в дневнике жены писателя М.А. Булгакова. Встречая новый 1940
год в кругу семьи, домашние подняли бокалы, а затем сделали куклу —
воплощение болезни писателя — и убили ее. Аналогичная магия совершалась с
частицами одежды или тела (например, обрезками ногтей) жертвы и даже с
землей, по которой она прошла. В 1689 году Иван Биндаков признался под
пыткой, что он для колдовства взял землю из следа, оставленного князем
В.В. Голицыным.
Вредоносные заговоры, исполнявшиеся колдуном, на
самом деле могли подразумевать просто отраву (действительно, вредоносная
магия и отравительство в России, как и повсюду, часто были настолько
тесно связаны, что многие, размышляя о возможной причине болезни, не
проводили никакого различия между тем и другим). Заговор произносился
или нашептывался над такими магическими объектами, как травы, коренья,
упоминавшаяся выше могильная земля; части человеческих тел; мертвое мыло
и мертвая вода, которыми обмывали покойника (с помощью мертвой воды
женщины также пытались уменьшать слишком большую грудь); мертвая свеча
(ее делали из добытого в могиле жира покойника, чтобы насылать сон или
смерть). Сходное поверье, вероятно, скрывается за сообщением английской
газеты о судебном процессе 1889 года в Курске: четырех крестьян обвиняли
в убийстве одиннадцатилетней девочки ради изготовления сальных свечей,
которые должны были помочь им незаметно совершить кражу. На суде
говорилось, что это суеверие широко распространено в России.
Колдовской
силой наделялись не только мертвые свечи: всякая церковная свеча, как и
иной христианский ритуальный предмет, могла использоваться в целях
магии. Чтобы навредить, устанавливали свечу вниз головой и заказывали по
живому недругу заупокойную молитву (разновидность проклятия путем
инверсии).
Вернемся к теме мертвецов и вредоносной магии. А.Н.
Афанасьевым опубликована народная сказка, в которой описано действие
колдуньи с мертвой рукой. Н.И. Костомаров утверждает, что тогда, как и
теперь [!], воры употребляли руку трупа для усыпления хозяев в доме,
когда хотели их обокрасть. Для успеха в любом деле, в том числе и в
воровстве, наговаривали также над просфорой.
Сигизмунд
Герберштейн, посещавший Московию, в 1557 году отметил, что епископы
судят ведовство, чародейство, отравление, прения, возникшие из-за ереси
или блуда [характерно само объединение категорий преступлений]...
святотатцев, грабящих могилы, и тех, кто в целях чародейства отламывает
кусочки от образов святых или от распятия. В зелье насыпали могильную
землю — с этим связан заговор, гласящий: как мертвец не подымется, так
чтоб и Федор не поднялся, как мертвец пропал, так бы и Федор пропал
совсем. На Гомелыцине (Белоруссия) до сих пор, желая навредить человеку,
сыплют ему под дом землю с могилы. Гвозди от гроба тоже наделялись
колдовской силой: если их подбросить в конюшню, лошади, принадлежащие
жертве порчи, захромают.
В XVII веке при царском дворе постоянно
опасались колдовства и порчи, и вся челядь царицы должна была клясться
не произносить заговоры и не хранить кореньев и трав (чтобы их, с
соответствующим заговором, не могли подбросить на дорогу или у входа в
дом жертвы). В начале XVII века белье царя Михаила Федоровича носили на
реку стирать в сундуке, запертом на замок и покрытом красной тканью
(нередко считалось, что красный цвет защищает от колдовства и сглаза), и
в сопровождении придворной служительницы, специально приставленной,
чтобы не допустить возможной чародейской порчи.
К щадящим видам
вредоносной магии можно отнести напуще-ние икоты (кликушества). Один
способ такой: снять крест, положить его себе под пяту и сказать:
Отрекаюсь от Бога и животворящего Его креста, отдаю себя в руки
дьяволам. Затем следовало нашептать на соль: Пристаньте сему человеку
(имя рек) скорби-икоты, трясите и мучьте его до окончания жизни. Потом
вынуть крест из обуви и повесить его на спину. В это время должны
появляться дьяволы. Через сутки крест следует поместить обратно на
грудь, а соль бросить на дорогу или туда, где будет проходить жертва, с
приговором: Как будет сохнуть соль сия, так сохни и тот человек. В 1815
году крестьянин Михаил Чухарев был признан судом виновным в том, что с
помощью этого заговора наслал на своего двоюродного брата злого духа —
икоту и был приговорен к 35 ударам кнутом и публичному покаянию. В этом,
как и в других сохранившихся судебных делах, известны не все
обстоятельства. Суровый приговор (битье кнутом часто оказывалось
смертельным) в этом деле, которое и в XVIII веке вполне могло быть
прекращено, можно объяснить озлобленностью местного населения, истерией
или какими-то неустановленными обстоятельствами, отягчавшими обвинения. К
вредоносной магии обращались не только крестьяне. Примерно в это же
время Марта Уилмот описывала жизнь в среде русской аристократии:
Обнаруживаются новые известия о г-же Щ[ербениной], желавшей с помощью
колдунов погубить свою мать, невестку и меня. Могущественное заклинание
должно было заколдовать нас, свести с ума или убить.
Амулеты
обычно наделялись защитительной силой, но бывали и вредоносными.
Например, амулет в виде нити с завязанными узлами мог применяться вместе
с заговором против врага. На шерстяной нити завязывали восемь двойных
узлов со словами: 1) выйду я на улицу, 2) брошу в чисто поле, 3) в
разста-нье, 4) меж дворы, 5) в луга, 6) в моря, 7) в леса,
в зыбучие
болота. Нить подкладывали туда, где жертва должна была наступить на нее.
Более сложный вариант с нитью и тринадцатью узлами. При завязывании
узлов говорится: По позднему вечеру выйду я на улицу, и откажусь я от
Иисуса Христа, от царя земнаго, от Бога выш-няго, от веры православной,
от батюшки, от матушки. Предаюсь я к нечистому духу, к окаянной силе,
прошу я ей помощи, чтобы она помогла ей и пособила: поступаю я на вора —
разбойника, на ден-наго грабельщика, на ночного полунощника, на (имя
рек). Я хочу его свержить, хочу я его испортить: хоша среди дня, хоша
среди ночи, хоша в чистом поле, хоша в темных лесах, хоша в зыбучих
болотах, хоша соннаго, хоша дремучаго, хоша в терему, хоша за столами
дубовыми, хоша со яствами медовыми, хоша пошел бы он и запнулся бы,
самого себя заклянулся бы. Окаянные духи, придайте мне силы, помогите и
пособите мне, чтобы не было (имя рек) ни в день житья, ни в ночь спанья,
ни в час моготы, ни в полчаса терпежу. Хошь бы схватило его грыжами или
стрелами, взяло бы его в минуту или в две и узнал бы он все скорби и
печали. Проклятие произносится вечером, при этом необходимо снять крест.
Чтобы усилить его действенность, рекомендуется предварительно убить
черную кошку. Как только жертва наступит на заговоренную нить, она
споткнется, и если выругается при этом, то проклятие подействует.
5.7.
Заговоры на умилостивление властей, правителей, судей и т.п. Л.Н.
Майков приводит несколько таких заговоров, они упоминаются и в ряде
судебных дел. Например, дьякон обвинялся в том, что дал волшебный
порошок крестьянину, чтобы тот снискал расположение своего хозяина.
Магическую защиту на суде мог обеспечить амулет с апокрифом Сон
Богородицы. Вот защитительный заговор от властей, судей и лихих людей:
Стану я, раб Божий (имя рек) благословясь, пойду перекрестясь в чистое
поле и помолюсь на восточную сторону. На восточной стороне стоит святая
церковь о двенадцати куполах, а в святой церкви той Мать Пресвятая
Богородица. Мати Пресвятая Богородица, помолись Сыну своему, Богу нашему
Иисусу Христу за меня, раба Божия Ивана, спаси и сохрани меня, раба
Божия, от царей и королей, от неправедных судей и лихих людей. Во веки
веков, аминь.
Идя на суд, можно было также снять с березы
трепещущую сережку, перепер, и сказать: Так как сей перепер трясется,
так бы мой супостат (имярек) и его язык трепетался. Колдун мог
рекомендовать и более сложный ритуал: черную змею убить саблей или
ножом, вырезать у нее язык, завернуть в тафту зеленую и черную и
положить в левый сапог, затем идти прочь, не оглядываясь (обычное
требование) и никому ничего не говоря. Когда понадобится идти на суд или
на бой, положить в сапог змеиный язык и три зубчика чеснока, а под
правую пазуху привязать плат. Другой амулет для той же цели — трава
хвалиха с четырьмя цветками (красным, черным, зеленым и синим) и с
десятью листочками с каждой стороны. В.И.Даль приводит пословицу: Тирлич
[растение Gentiana Amarella] да жабья костка смиряют гнев властей —
поверье, восходящее по крайней мере к Плинию.
Человек, на
которого прогневался царь или князь, должен был носить под левой пазухой
правый глаз орла. Этого орла следовало поймать в полночь накануне
Иванова дня и заколоть острой тростью на распутье дорог; левый глаз того
же орла, смешанный с коровьей кровью и перьями, высушенный и завязанный
в чистый синий плат, — прекрасный амулет для охотников и рыболовов.
Аналогичные заговоры и поверья распространены повсеместно.
5.8.
Заговоры, чтобы отыскать или спрятать клад. Представления об охраняемых
духами сокровищах распространены во всем мире, а поиски кладов, часто с
помощью волшебства, — один из наиболее распространенных фольклорных
сюжетов. В традиционных верованиях и преданиях Русского Севера зарытые
клады обычно связаны с разбойниками, или с панами (польские искатели
приключений — интервенты эпохи так называемого Смутного времени в начале
XVII века), или с чудью (народ финского происхождения, имеющий
репутацию колдунов, либо легендарный народ, оставивший в Сибири
курганные захоронения). Видимо, в существовании этих кладов никто не
сомневался, и действительно, в России было принято зарывать ценности в
землю. Так, датский дипломат Исаак Масса писал в 1610 году: Я думаю, что
в Москве в то время все драгоценные камни и деньги были схоронены, ибо в
Московии таков обычай, что в бедственное время зарывают деньги и добро в
земле, в лесах, погребах и разных уединенных местах...
Для
народных представлений о кладах характерна их персонификация, воплощение
в каком-либо образе, например ребенка, старика, собаки, лошади, петуха,
ягненка, мертвеца, деревянной доски, которые рассыплются в виде денег,
если их ударить или, в случае с мертвецом, сказать аминь. Мотивы
покойника и деревянных досок присутствуют в одном из многих преданий о
панах — упомянутых выше польских воинах начала XVII века, которые, как
считалось, зарывали свою добычу. В этом севернорусском предании
рассказывается: был найден мертвец, а когда нашедший сказал над ним
аминь, он превратился в сокровище, спрятанное паном. Нашедший взял часть
денег, но три года спустя умер, — согласно местному поверью, оттого,
что нарушил запрет и рассказал о том, что с ним случилось.
Другой
часто встречающийся мотив — демонический страж, который нередко
является в виде таинственного огня, особенно на Пасху. Дух-хранитель
имеет особое имя — кладовик (или подобное). Одолеть магическую защиту
клада — кладовика, заговор или заклятие — можно с помощью волшебных
книг, формул или трав, таких как разрыв-трава (известна также как
прыгун, скакун, спрыг-трава, гремучая трава, железняк и т.д.).
Разрыв-трава цветет в полночь накануне Иванова дня (24 июня), пока
только и успеешь прочитать Отче наш, Богородицу и Верую; с ее помощью
отпираются замки и запоры, она указывает клады и не дает работать
кузнецам. Если накануне Иванова дня коса сломалась, значит, ею пытались
скосить разрыв-траву. Другая волшебная трава — свети-цвет, вспыхнет в
руках, если держать ее над кладом. В большинстве версий этого поверья,
во всем славянском ареале, это чудесное растение идентифицируется с
папоротником, но в Забайкалье в такой роли выступает конопля.
Литературное
развитие темы папоротника, открывающего клады в ночь на Ивана Купалу,
можно найти в повести Н.В. Гоголя Вечер накануне Ивана Купала
(дополнительная кровавая подробность: чтобы добыть клад, нужно принести в
жертву невинного ребенка).
Эта трава — папоротник и другие (ее
ботанические определения варьируют) — явно связана с представлениями о
магических свойствах железа, и рассказы о ней родственны известным
поверьям (или восходят к ним), с местными вариациями, в Англии, Франции,
Германии, Австрии и Италии (где сбор семян папоротника накануне Иванова
дня был запрещен Феррарским собором 1612 года).
Указываются и
другие растения. Например, в записке о сокровищах царя Соломона, их
демонических стражах и способах их нейтрализовать Андрей Михайлов,
профессиональный кладоискатель из Симбирской губернии (умер в 1854
году), упоминает огнею (обычно это одно из имен демонов лихорадки
трясавиц, дочерей царя Ирода), царь-траву, петров крест и плакун. Плакун
следовало срывать накануне Иванова дня, загнув верхушку, и так оставить
до Троицы, а на Троицу вместе с корнем отнести в церковь: молитва
священника сделает плакун пригодным для открывания кладов. Открывая
клад, следовало прочитать следующий заговор: Приступаю я, раб Божий, к
поклаже сей, окружаю в ширину и глубину, утверждаю Божьим словом; пошли
мне, Господи, помощника, архангела Уриила, отогнать демонскую силу, от
сей черты окруженной, от еретика и от волшебника. Пошли, Господи,
грозна-г° Илию пророка с огненной колесницей, с громовым ударом
истребить нечистыя силы от поклажи сей. Утверждаю поклажу сию на камне
Алатыре, замок отмыкаю в небе, ключ в море; как морю гненну не бывать,
из моря ключей, кроме меня, не вынимать, а Замка не отпирать; аминь.
Остается
только удивляться, каким образом этот профессиональный кладоискатель
мог заработать себе на пропитание! Упомянутая здесь плакун-трава — это
трава, на которую упали слезы Богородицы во время распятия Христа; В.И.
Даль говорит о ней в Толковом словаре (см. плакать), что она заставляет
плакать бесов и ведьм, что ее собирают накануне Иванова дня и она хранит
от соблазна.
Другой профессиональный кладоискатель, колдун из
Вятского края, в 1744 году предстал перед синодальным судом. В основном
он занимался знахарством и гаданием, но признался также, что призывал в
помощь лесных духов — леших, чтобы отыскивать клады. Он приносил им в
лес жертву — три гороховых пирога и сорок пять красных яиц, и произносил
приговор, призывая леших взять подарки и показать спрятанные деньги.
Колдун утверждал, что, хотя лешие оставались невидимы, он явственно
слышал их указания, где искать клад. Несмотря на то что он следовал их
инструкциям, клад ему найти не удалось.
Другой способ, к которому
прибегали кладоискатели, — подбрасывали цветок папоротника в воздух.
Сначала он будет парить в небе, как звезда, а затем упадет туда, где
сокрыт клад. Здесь папоротник напоминает приносящую удачу перелет-траву,
которую также искали накануне Ивана Купала.
В Белоруссии
кладоискатели считали необходимым брать с собой петуха, запевшего на
третий день после того, как он вылупился из яйца.
Поиск
спрятанных сокровищ, обычно охраняемых с помощью колдовства или демонов,
был опасным занятием, и магия, направленная на преодоление этой
демонической защиты, сама могла иметь демоническую природу. Например,
согласно одному из преданий Поволжья, чтобы добыть клад, заколдованный
самим Стенькой Разиным, следовало пустить стрелу в сердце образа
Богоматери.