Мартеница, Баба Марта (болг. Мартеница) — один из самых почитаемых и древних болгарских обычаев. Мартеница - обычай, известный только в Болгарии, имеет древнефракийское происхождение. В этот день близким дарят специальный двуцветный красно-белый амулет, называемый «мартеница». Мартеницы изготавливаются специально ко дню 1 марта, когда по болгарским традициям начинается новый хозяйственный год.
Мартеница — у болгар и македонцев небольшое украшение, амулет из шерсти или ниток, которое повязывают в первый день марта, чтобы в течение года быть здоровыми и счастливыми. Украшения типа Мартениц известны и другим балканским народам: грекам, албанцам, румынам.
***В Молдавии – празднуется один из наиболее любимых национальных праздников – Мэрцишор. Друзья и коллеги впервые мартовские дни дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков, обязательно сочетающих белый и красные цвета. Называются они мэрцишорами. Их носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на деревьях. Кто это сделал, тому весь год будет сопутствовать успех.
Рождена эта красивая традиция легендой. В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела на прогалинке, в зарослях терновника пробившийся из-под снега первоцвет. Решила она помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Увидела это Зима и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, и отправила его уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Наклонилась Весна, прикрыла руками слабый росток и укололась терновником. Из пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]***В Румынии существует прекрасный весенний обычай: первого марта люди дарят своим любимым, родным и близким небольшой подарочек - Мэрцишор. Это красно-белое плетеное украшение, которое носят на груди весь март, а в апреле его повязывают на цветущее фруктовое дерево и загадывают заветное желание. Так люди отмечают приход весны. С этой традицией также связана поэтическая легенда.
Однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Солнцу хотелось поплясать и повеселиться на танцах. Злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. Птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех. Мир погрузился в печаль и уныние. Один смелый юноша вызвался спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, нашел и вызвал Змея на бой. Боролись они целыми днями и юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо, осветив весь мир. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови. Умер мужественный юноша. Там, где снег таял, вырастали белые цветы - подснежники, вестники весны и цветы, белые лепестки которых были усеяны красными, как кровь, пятнышками. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с кисточками: один белый и один красный.
Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад. Тогда они делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечей брынзы).
***В средневековой Руси с 1 марта начинался Новый год, еще в XIX веке сохранялся обычай не работать в этот день.
До 15 в. церковь отмечала 1 марта начало нового года. Обычай этот пришел на Русь из Византии и восходит к древнеримской традиции, но церковь дала ему свое объяснение. Эта дата стала началом года, во-первых, потому что в этот день, по преданию, Бог сотворил мир, а во-вторых, - вследствии "округления чисел" Пасхи. Так же, как Рождество - 25 декабря - являясь точкой отсчета новой христианской эры, было "округлено" церковью до 1 января, как даты нового года при исчислении лет от Рождества Христова, принятого в дореволюционной России, также и переходящие числа Пасхи, были "округлены" до 1 марта (Никольский К. 1885. С. 98).
Поэтому на Руси делали Мартинчиков в день Евдокии – Плющихи (1/14 марта).
Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.
И конечно, кроме праздничного, притягивающего событие, значения эти куколки играли еще и обережную роль. Все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.
Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.
По народным представлениям весна начинается с приходом Бабы Марты. Ее двойственный образ, то веселый , то сердитый, одновременно утверждающий и отрицающий, представляет женское начало, порождающее жизнь, и в то же время – тоже женское, но стихийное и разрушающее начало.
Месяц март - единственный женский месяц, месяц зачатия весны и земли, рождения лета и плодородия. Его знаком является мартеница, символ пробуждения и культа солнца. Белый цвет мартеницы первоначально символизировал мужское начало, силу, светлую солнечную зону. Позднее, под воздействием христианской мифологии обозначает девственность и непорочность – белый цвет - цвет Христа. Красное женское начало, здоровье: это - знак крови, знак оплодотворения и рождения. Первоначально женские свадебные одежды в Болгарии были красными. Мартеница является своеобразным амулетом против злых сил и одевание мартеницы – один магический ритуальный акт: переплетенные белая и красная шерстяные нитки защищают человека через механизмы контактной магии.
Описание обряда
Рано утром хозяйки стирают и вывешивают перед домами красные предметы одежды (халаты, пояса, пряжу, коврики, скатерти) которые должны оберегать дом, чтобы в него не могли войти злые силы, люди, нехорошие мысли , болезни и бедность. Когда Баба Марта их увидит, то засмеется и запечет солнце!
В других местах хозяйки подвешивают черный котел на цепи над очагом, чтобы не было головни (болезни) на пшенице и кукурузе. Другое поверие, что пшеничные булочки необходимо испечь, намазать медом и раздать по домам, чтобы ублажить болезни, чтобы они не посетили их дом. Предварительно женщины переплетают красные и белые шерстяные - мартеницы, которые зацепляют на каждого члена семейства. Мартеницы должны быть так переплетены, как невесты заплетаются около женихов. Невесты носят мартеницы справа, а старые девы – слева. Холостяки носят с разделенными концами ниток, а женатые изрезанные до узла (чтобы не засматривались на других женщин).
Мартеницы защищают человека от сглаза и болезней, снимают их только когда увидят первого журавля, и вешают на уже позеленевшее или цветущее дерево. В некоторых местах мартеницы клали под большой камень и через 9 дней смотрели, что есть под ним. Еcли найдут там муравьев, то это значило, что год будет богат с овцами, если покрупнее живность (жуки), то удача с разведением коров, в крупном животноводстве. Поэтому в некоторых местах мартеницу называют “гадалушка”. В других местах ее бросали в реку: чтобы по воде им удавалось во всех начинаниях, а все плохое утекало, как вода.
В некоторых местах первую неделю марта называют “броеницей” (считаемые дни) –по этим дням гадали о том, какая погода будет в течении года. Распространен и такой обычай: каждый выбирал день между 1 и 22 марта, и от того какая погода будет в тот день определяли, какой год будет у данного человека: солнечный день - успешный год, или хмурый, дождливый – год будет плохой, трудный и т.п.
Красный цвет в быту народа был для защиты от болезней, поэтому мартеницы завязывали у ладони детей, беременный женщин, на шею животных и т.п. Белая волна в мартенице – предвестник долгой жизни, а красный – здоровье и силу, которые так нужны после окончания долгой зимы, когда запасы исчезали, а жизненные силы на исчерпывании.
Первые мартеницы были только из двух ниток: красной и белой. Но в последствии, народное чувство красоты создало оригинальное творчество, названное мартеница. Стали добавлять бусинки, изображать различные фигуры из ниток, появились разнообразные добавки к ним: неповторимые куклы “Пижо и Пенда”.
Встречаются Мартеницы из разноцветных ниток (Родопы), а также с синими (Софийский, Мелникский районы), черными (р-н Охрида в Македонии) нитками. Иногда в Мартеницы вплетаются дополнительные апотропеические предметы: серебряные монетки, металлические амулеты, сухой чеснок, кусочки кизиловой ветки, ракушки и пр. В районе Охрида Мартеницы принято плести молча, зажмурив глаза или же отведя руки за спину; впоследствии по количеству сплетенных вслепую красных и белых ниток гадают об урожае соответственно вина и жита в следующем году.
Мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс; нередко делаются Мартеницы для скота, преимущественно, молодняка, недавно посаженных плодовых деревьев, а также и для различных предметов утвари и построек во дворе: так, ими украшают ткацкие станки, прялки, пестик для сбивания масла; двери дома, загона; ульи насесты, виноградники и пр. В Западной Болгарии девушки, перед тем как повязать на шею Мартеницы , оставляют их на ночь на дикой красной розе, чтобы быть красивыми в течение лета.
Люди никогда не покупают мартеницу для себя, только для других. Ее носят на одежде, либо вокруг запястья или шеи – до тех пор, пока носящий не увидит стаю птиц или ласточку, возвращающуюся с зимовки, или же цветущее дерево. Только тогда можно снять мартеницу и повесить ее на цветущее дерево.
Мартеницы носят на теле в течение трех, девяти (до праздника Сорока мучеников), 25 (до Благовещения) дней. Затем их снимают и прячут под камень, вешают на зазеленевшее во дворе плодовое дерево, бросают в реку, закидывают на крышу дома. Нередко Мартеницы носят до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, иногда змею. В районе Русе дети подбрасывают Мартеницы «к солнцу» и говорят, обращаясь к цапле: «На тебе Мартеницу , а мне дай здоровье». Спрятав Мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к Мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на Мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки — крупный рогатый скот, паук — разведение ослов. Подобным образом (по наличию на Мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве.
Мартеница – это еще и символ Матери-Природы. В это время ранней весны/поздней зимы природа кажется наполненной надеждами и ожиданиями. Белый цвет символизирует чистоту тающего снега, а красный – солнце, которое начинает припекать все сильнее и сильнее. Эти два природных элемента – источники жизни.
Мартинчики можно делать весь период Кликанья весны.