[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]велесичи (Кудесы) — День домового.
28 января
Кудесы - день угощения домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.
Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
«Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!»
В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу - главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес – стал лешим, кто в воду – водяным, кто в поле – полевым, а кто в дом – домовым.
Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Приговаривают:
«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!».
А сегодня КУДЕСЫ - День угощения домового!
Сегодня нужно угощать домового
Сегодня по славянскому календарю - День Домового. Иначе этот праздник называется Кудесы - день угощения домового. Хранителя жилища называли по-разному: домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.
В старину считалось, что если «дедушку-соседушку» оставить в этот день без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага он превратится в лютого духа. После ужина обязательно оставляли за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы еда не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать. При этом хозяева приговаривали: «Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!» или «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги - наш дом береги!». Название праздника - кудесы (бубны) - говорит о том, что в старину люди общались с домовым или просто веселились под звуки музыки.
В этот день почитается как сам Велес, так и его небесное воинство. Воинов Велеса называли Велесичи или Сварожичи. Среди них есть такие, которые спустились на землю и поселились среди людей. Например, те, кто попал в лес - стали лешими, в воду - водяными, в поле - полевыми, а в дом - домовыми.
Домовой - считался добрым духом. Как правило, в представлениях народа это был бережливый хозяин, помогающий хозяевам и оберегающий жилище. Иногда домовой вредничает, шалит, если что-то ему не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте
Сегодня День угощения домового! А какую кашу он любит?
У русичей и других славянских народов 28 января праздновали День угощения домового. Сразу после ужина хозяйка дома оставляла за печкой горшок с кашей, предварительно обложив его горячими углями. Это делалось для того, чтобы к моменту появления домового (он приходил ровно в полночь) каша не остыла и «заступник дома» мог насладиться горячей пищей. Существовало поверье, что если оставить доброго помощника без угощения в эту ночь, он очень легко может превратиться в лютого врага, и тогда можно не рассчитывать на то, что год сложится удачно...
Этот праздник называли еще и Кудесами. Что это такое кудесы? В некоторых славянских наречиях это слово обозначало бубны. Музыкальный инструмент, симбиоз маленького барабана и колокольчиков. Праздник есть праздник, а потому во многих семьях старались задобрить «запечника» (именно там и жил домовой) плясками и песнями. Причем веселились от души...
Если к нему с душой - поможет
Но суть сводилась к тому, что если к домовому относиться по-человечески, то он обязательно поможет, убережет от беды как людей, так и хозяйский скот. Особенно коров, к которым каждая хозяйка относилась очень бережно, ведь буренка была зачастую настоящей кормилицей. Никто не мог уберечь коров от порчи так, как добрый домовой...
Ведь домовой - никто иной, как один из детей бога Велеса, изначального заступника славян. И дети его селились ближе к людям для того, чтобы им во всем помогать. Тех, кто жил за печкой называли домовыми, кто отправился в лес - лешими, добрых духов рек и озер - водяными, а тех, кто готов подсобить человеку в поле - полевиками. Они, по примеру, домовых, чаще всего появлялись в полночь, когда у человека, задержавшегося в пути, от усталости слипались глаза. А полевики правили их конями, не зря ведь люди замечали, что лошадь всегда найдет дорогу домой. Впрочем, как и кот или собака. Но не сами же они по себе находили дорогу, ими обязательно кто-то управлял...
Без ремня, но сурово
Но домовой был не только «охранником» дома и скота, он считался неплохим воспитателем. Конечно, до физического наказания дело не доходило, но нерадивым хозяевам домовой устраивал различные неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ронял одежду и посуду... Опять же, если в доме что-то пропадало, «суседушка» сам находил вора, пробирался в его избу и из переднего угла начинал страшно выть, пока лихоимец, не желая быть разоблаченным, не находил способа незаметно вернуть похищенное. Обычно украденные вещи ночью подбрасывали во двор, и тогда домочадцы говорили: «Суседушко постарался»... Подробности здесь.
В некоторых славянских племенах считалось, что домовой обязательно заселяется в дом, как только тот будет готов. Другие полагали, что «запечник» рождается из душ тех деревьев, из которых рубится изба. Ведь деревья, как и люди, имеют души и после того, как бревно идет на строительство, его душа остается тут же. Третьи вообще полагали, что образ жизни домового практически ничем не отличается от человеческого: он может жениться, заводить детей, а значит, плодить молодую поросль для новых домов...
На чем переносили домового?
Бывали случаи, когда изба, например, после пожара становилась неприспособленной к проживанию в ней. Рубилась новая изба, но домовой, по представлению домочадцев, оставался на пепелище неприкаянным. И для того, чтобы этого не произошло, его «брали» с собой на новоселье. Для этого домового сажали либо в лапоть, либо на деревянную лопату, с помощью которой сажали в печь хлебы...
Предполагалось, что домовой предсказывает будущее. Так, желая предупредить о неприятностях, он скребется и возится в углах; дергая женщину за волосы, намекает на то, что ей надо опасаться споров с мужем. А если домовой проведет по щеке засыпающего хозяина мохнатой лапой - можно ожидать богатства; теплой - к добру; холодной и шершавой - к худу.