ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ МАГИЯ ПРЕДКОВ Наш форум посвящен Практической Высшей Магии Предков Темы : Ритуальная и Обрядовая Магия , Колдовство , Чернокнижие , Эзотерика , Любовная Магия , Целительство , Знахарство , Руны , Таро , Талисманы , Амулеты , Обереги , Духовному развитию ! |
Добро пожаловать в наш форум ! |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
Последние темы | » Заговор на спички от раздора в семьеСб 16 Ноя 2024, 20:15 автор Марго» Навязчивые и пугающие мысли при неврозе-как справиться?Сб 16 Ноя 2024, 20:07 автор Марго» Шесть видов мужской любвиСб 16 Ноя 2024, 20:03 автор Марго» Депрессия. Новый симптом тяжёлой депрессииСб 16 Ноя 2024, 19:58 автор Марго» Разговор без слов эзотерики и психологияСб 16 Ноя 2024, 19:56 автор Марго» Посеешь характер-пожнёшь судьбуСб 16 Ноя 2024, 19:53 автор Марго» Почему сложно изменить свои убежденияСб 16 Ноя 2024, 19:50 автор Марго» 20 ценных советов врача-терапевта Владимира ЛевиСб 16 Ноя 2024, 19:45 автор Марго» Помогать или не помогать?Сб 16 Ноя 2024, 19:42 автор Марго» Родительское выгорание-тревожные признакиСб 16 Ноя 2024, 19:39 автор Марго» Восемь важных видов интеллектов человекаСб 16 Ноя 2024, 19:35 автор Марго» Шесть способов развития себя и своей интуицииСб 16 Ноя 2024, 19:33 автор Марго» О крещении, печатях и «я-туда-не-хожу»Пн 14 Окт 2024, 19:56 автор Марго» Подавленные эмоции не умираютПн 14 Окт 2024, 19:54 автор Марго» Самообман разрушает жизньПн 14 Окт 2024, 19:52 автор Марго» Как копить деньги на похороныПн 14 Окт 2024, 19:49 автор Марго» Каким ты видишь этот мир, таким и он будетПн 14 Окт 2024, 19:44 автор Марго» Кто такие низковибрационные людиПн 14 Окт 2024, 19:38 автор Марго» Энергетические вампиры и эмпатыПн 14 Окт 2024, 19:36 автор Марго» Психологическая травма ставит нашу жизнь на тормозПн 14 Окт 2024, 19:31 автор Марго |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 693, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 693 :: 3 поисковых систем
Нет
Больше всего посетителей (848) здесь было Вт 19 Ноя 2019, 07:24
|
ФАЗА ЛУНЫ |
|
|
| Рождество | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Марго Администратор ВМП . Практикующая Ведьма специалист по Черной , Любовной , Денежной Магии
Сообщения : 56369 Дата регистрации : 2014-08-23 Откуда : из леса, где много диких партизан
| Тема: Рождество Ср 03 Дек 2014, 14:09 | |
| [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Праздник 6 января. Рождественский сочельник Самой важной ночью считается Рождественский сочельник, вечер накануне Рождества. В истории говорится, что в этот день люди не ели до тех пор, пока на небе не покажется первая звезда. Смотреть, не появилась ли первая звезда, нужно, выйдя во двор: из окна звезду не увидишь - не к добру. Еще немаловажно, что Рождество не встречают в будничной одежде - к бедности. Если на Рождество первым порог пересечет темноволосый человек, то он принесет счастье. Некоторые темноволосые члены семьи даже специально выходят и входят в дом после полуночи. Как только часы пробьют двенадцать, глава семьи должен открыть окно, чтобы впустить Рождество, а с ним счастье, удачу и благополучие. То, о чем в Рождественскую ночь помышляешь, все исполниться, все сбудется. Дети, рожденные на Рождество, приносят счастье и удачу всем членам семьи. Танцевать и играть на свежем воздухе в Рождественский сочельник, особенно вокруг елки считается хорошим обычаем, предотвращающем неудачи и болезни в течение следующих двенадцати месяцев. Как питаться в Рождественский сочельник Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,Cool, - и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36). В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной Литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать "с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти". Сочиво - блюдо для Рождественского сочельника. Как приготовить сочиво По церковному уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вот как его приготовить. 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу. Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов. Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед. Рождественский сочельник: страницы истории В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой". Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многими традициями и обрядами. В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост. По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа. Уже в IV в. было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V в. Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские (VI в.), Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие. В повечерие издавна совершались Царские Часы, называемые так из-за того, что на них было положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Подготавливаются же к достойному празднованию Рождества Христова верующие сорокадневным рождественским постом - Филиппов. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами. Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих. Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения. У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным. Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни. Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи. За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой). Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требовани-ям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспи-тательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство трад-ций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех. *** 6 января (24 декабря по старому стилю) Рождественский сочельник. Коляда. 6 января (24 декабря по старому стилю) Рождественский сочельник. Коляда. В рождественский сочельник весь день постятся (до первой звезды) и готовят праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном (приходить на пир в печальной одежде). Как только загорается первая звезда - значит Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник. Сочельник завершал длительный Филипповский пост. Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным перевяслом, чтобы они хорошо родили. Рождественский сочельник - Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют «коляды». Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник был особенно любим. Сочельник - заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно праздновать. Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в Сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов, - и все постные. Зато с наступлением 7-го числа на стол разрешалось ставить мясные блюда. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования (рождественские святки), которые продолжаются 12 дней. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни - коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» — сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник. Вечером, перед тем как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, селяне всей семьей выходили на двор – «глядеть звезды». Высматривали «путеводную», а заодно по приметам рождественской ночи определяли будущий урожай – благополучие в хозяйстве. Если звездная ночь – будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод. Метель на Рождество – пчелы будут хорошо роиться. Погода ясная и небо звездисто – к урожаю гороха. Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлебов. Если на Рождество капель – не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет. Снежная погода – добрые хлеба. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал в дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и просил его не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», т. е. не губить посевы. Ели кутью из общей чашки. В недоеденной кутье оставляли ложки, символически – бедным странникам. Наступают морозы. Зима резвится не в лесу, а у нас на носу. Ясный день - к хорошему урожаю. Коли тропинки черны - урожай на гречу. Звездист небосвод - ждет ягодный год и на скот велик приплод. Дня прибыло на куриную ступню. *** Рождественский Сочельник В этот день очень хорошо помогает заговор от кожных болезней. Заговор читается на траву череду. Череда заваривается, процеживается, кашицу накладывают на пораженный участок кожи и читается текст: "Ты, трава-травица, череда-чередица, из земли пришла - в землю унеси с тела белого раба Божьего (имя) лишай, пупырицу. Аминь". После 10-минутной примочки кашица смывается отваром череды, после этого данное место на коже не вытирается, а высушивается. *** Народный праздник 6 января Календарь праздников. Народный праздник 6 января. Канун Рождества, его навечерие называли в народе Сочельником из-за обрядового блюда «сочива», которое было непременным атрибутом предрождественского стола и состояло прежде из хлебных зерен, размоченных водой. Чуть позже сочиво стали готовить на миндальном и маковом молочке, добавляя мед. Но в любом случае в память о звезде вифлеемской за стол не садились «до первой звезды предрождественской», начиная вечернюю трапезу с кутьи, сочива и взвара. В это время в церквях проходила торжественная служба, а те, кто на нее по тем или иным причинам не могли попасть, славили Господа дома, рассказывая детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах и святых апостолах. Так исподволь воспитывалось в ребенке уважение к традициям и обычаям не только своего народа, но и всего христианского мира. Поздно вечером, когда совсем уже смеркалось, ходила по домам веселая Коляда, состоящая из шумной толпы ряженых, прославляющих Господа и желающих хозяевам здоровья и благоденствия. У древних славян Коляда символизировала тепло, дарующее плодородие земле и веселье людям. В колядках - обрядовых песнях- воспевалось солнце, звучали пожелания богатого урожая и счастливого брака. Под влиянием церкви, не признававшей славянскую Коляду, из колядок со временем стали исчезать языческие символы, уступая место христианским. Что, впрочем, нисколько не сказалось на щедрости и гостеприимстве тех, кто во все времена с удовольствием и от души одаривал колядующих всевозможными лакомствами, специально для этого дня приготовленными. Календарь праздников. Народный праздник 6 января. Но Сочельник считался прежде всего семейным ужином. Когда в доме царили мир, покой и согласие, а все горести и печали предавались забвению. По старинному обычаю праздничный стол сначала посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, первом пристанище Христа. Потом его покрывали скатертью, из-под которой самый уважаемый член семьи должен был вытянуть соломинку. Если она оказывалась длинной - рассчитывали на хороший урожай, короткая соломинка предрекала бескормицу. А девушки в Рождественский сочельник гадали на кутье. Для чего нужно было плеснуть ее из ложки на дверь и внимательно слушать, о чем станет говорить первый человек, ее отворивший. Каков был предмет его разговора, такова была и судьба гадавшей. Остальные члены семьи предпочитали и кутью, и сочиво, и взвар использовать по прямому назначению, угощаясь ими с превеликим удовольствием. | |
| | | Марго Администратор ВМП . Практикующая Ведьма специалист по Черной , Любовной , Денежной Магии
Сообщения : 56369 Дата регистрации : 2014-08-23 Откуда : из леса, где много диких партизан
| Тема: Re: Рождество Ср 03 Дек 2014, 14:10 | |
| [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]7 ЯНВАРЯ (окончание Рождественского поста). Рождество Христово. Миллионы и миллионы людей жили на земле. Но не было среди них ни одного, подобного Иисусу Христу. Вы только вдумайтесь, ведь абсолютно все помнят его день рождения и все искренне радуются в этот чудесный день, повторяя с искренней любовью Его имя и имя Его Матери, подарившей нам через своего Сына вечную жизнь и спасение. Тот, кто в это утро умоется, сказав перед этим трижды: Спаситель родился, свет миру объявился. Спасусь и я (имя) через Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь, — обретет не только душевные, но и физические силы. Больные люди, поступив так, выздоравливают. Приметы, связанные с 7 января. Если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года. Если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-либо разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным. Если человек, идущий в церковь, запнется, то через 12 лет, день в день, заболеет. Чтобы этого избежать, нужно тут же сказать: Не к дьяволу, а к Богу иду, Он меня и спасет. 7 января не следует трудиться, особенно нехорошо в этот день переезжать на новую квартиру. Нельзя в этот день забивать скотину. Кровь в этот день не льют, иначе своя прольется. Тот, кто ругается в этот святой день, тот забирает надежду на спасение у своих предков. Славильщики. Так называют людей, которые в Рождество славят Иисуса Христа. Оки ходят по дворам без всякого приглашения, поют присказки и собирают подаваемые угощения в мешки и сумки. Обычно им подают вино, конфеты, стряпню и деньги. Собранные в Рождество деньги не тратят, а берегут их до самой Пасхи за иконой Иисуса Христа. В канун Пасхи деньги зарывают под деревом, которое растет рядом с домом, — тогда в доме всегда будет достаток! Славят Христа обычно так: Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, в яслях положила. Звезда ясно сияла, трем волхвам путь показала. Три волхва приходили, Богу дары приносили, на колени припадали, Христа величали. Считается также, что если хозяева, услышав этот распев, не дадут славильщикам угощение, то они сами себя обрекают на годовую нищету. Народные приметы для 7 января. День по народному календарю: Рождество. Рождественские морозы. Рождество — один из главнейших праздников в году. «На Рождество и Солнце играет». Святки (до 19 января) были самым длительным отдыхом для крестьян за весь год. Однако и тут замечали: «К празднику готовься, а будни не срами». В этот день ребятишки бегали утром по домами, распевали величальные песни, колядовали и получали от хозяев угощение (сало, колбасу) и деньги. Перед утренней проходило «обсевание» с приговорами: «На живущих, на плодящих и на здоровье» — обсыпали хозяев зерном. Взамен гости получали подарки. Утром спрашивали: «Ты меня любишь?». И надо было отвечать по совести: «Не могу солгать, земля слышит». Утром семьями садились за стол и по круги из общей чаши ели кутью. Пекли пироги с клюквой. В течение всего колядного периода (с 7 по 19 января) нельзя было ни шить, ни вить, ни топором рубить. «Лапти плести — родится кривой; шить на Рождество — уродится слепой». В ночь под Рождество хорошей приметой считался иней: большой иней в первые три дня Рождественских праздников сулил богатый урожай. Примечали также, что если в эту ночь небо звездное, то в наступающем году надо ждать хорошего приплода скота, гусей и богатого урожая на ягоды. «На Рождество небо звездисто — урожай на горох». В день Рождества замечали: если лежит густой иней или идет снег хлопьями, летом будет изобилие хлеба. Хороший санный путь и черные тропинки в этот день предвещали богатый урожай гречихи. Ясный день — к урожаю. «Если Рождество приходится на среду, зима будет плохая, весна дурная, жатва добрая, пшеница помалу, вина много, скоту мор, старым пагуба». «Если Рождество пришлось на молодой месяц, то год ожидается благоприятный; но если оно на ущербе месяца, лето будет сырое, а год — тяжелый для скота». Если в день Рождества между заутреней и обедней спокойно, тихо падает снег — хлеб будет хороший. Если в день Рождества идет снег, будет урожай орехов. Если в день Рождества холодно и вьюга, будет холодно летом. В Рождество день теплый — хлеб будет темный, густой. Если метель — пчелы хорошо роиться будут. Если на святках снег — будет много малины. Если святки морозные — будет урожай хлеба, потому что во время цветения зерновых будет дождь летом (около Петрова дня — 12 июля). Темные святки — молочные коровы. Светлые святки — куры будут хорошо нестись. Если крестьянин шел в церковь, то после заутрени совершал такое гадание на перекрестке: палкой или рукой черти крест на снегу, припадал ухом к Земле и слушал. Если ему слышалось, что едут сани с грузом, он думал — год будет урожайный; если сани казались ненагруженными, это говорило о неурожайности предстоящего года. Исторические даты. В 1844 г. — Родилась Бернадетта Собиро, французская праведница, католическая святая, которой восемнадцать раз являлась дева Мария. *** 7 января (25 декабря по старому стилю) Рождество Христово. Святки. 7 января (25 декабря по старому стилю) Рождество Христово. Святки. Подготовка к Рождеству на Руси. Рождество - великий день всего христианского мира - издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом - Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские. Рождество православная семья ждала весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака; кто по беднее - селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы. Зато на рождество все ели свинину. В мясных лавках наваливали до потолка, словно бревна, мороженых свиней. Окорока, обрубленные к засолу, лежали рядами. К рождеству в город шил обозы со свининой, поросятами, гусями, индюками, рябчиками, тетеревами, глухарями. Торговали прямо с саней - без веса, на глаз. Перед Рождеством, за три дня, на рынках, на площадях стояли леса елок. Традиции празднования Рождества. Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы. К примеру, один из молодых людей наряжался в шкуру животного, а другие сопровождали его палками и ходили по соседним домам. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы). Когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: "Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!" А после этого требовали с хозяев гостинцев за свою "работу", и те с радостью их одаривали. Попробуй не одари таких - обязательно поленицу разберут и по двору разложат или трубу печную чем-нибудь заткнут. Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, бабы гадали. С 7 по 14 января. С утра рождественского дня, после службы в церкви, начинались «колядования» – малые ребятишки, парни и девушки, да и взрослые, компаниями отправлялись по дворам «славить Христа». Делились они на два периода. От Рождества до Нового года шли «Святые вечера», а после Нового года – «Страшные вечера». Рождественские морозы. Сугробы высоко набило - к хорошему году. Если оттепель - весна будет ранняя и теплая. Загодя в лесах заготовляли бревна для срубов, чтобы по снегу вывезти их на усадьбы. Светлое Воскресение, Иоанново рождение. О делах тоже не забывали: в период от Рождества до масленицы в России заключалось наибольшее количество зимних договоров и сделок. На Рождество надевают новую рубаху, чистую (но не новую) нельзя, а то жди неурожая. Во время обеда на Рождество нельзя пить - будешь часто пить на сенокосе. В день Рождества хозяину не годится со двора идти - овцы заблудятся. На Руси Рождество всегда считалось самым светлым праздником. В этот день было принято прощать все обиды и заботиться о своих родственниках. Все гости в этот день привечались и угощались. Раньше в деревнях, чтобы уберечься от болезней, на рождественский стол под скатерть клали головку чеснока, а чтобы в доме любовь и достаток всегда были – яблоки и орехи. Приметы: В ночь звезд густо – густо и ягод будет, если редко звезды, то мало и ягод уродиться. Ясный день – к урожаю. Если в день Рождества идет снег, будет урожай орехов. Если в день Рождества холодно и вьюга, будет холодно летом. В Рождество день теплый – хлеб будет темный, густой. Если метель – пчелы хорошо роиться будут. вечера 25 декабря начинаются на Руси святки, веселое время для всех возрастов. Утро дети проводят в славлении и вирше-вании. Славление на Руси заключается в хождении с вертепом, звездою, рацеями и виршами. Вертеп в Сибири прежде устраивался в виде ящика о двух ярусах. Здесь помещались деревянные фигуры. В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем Иродиадины пляски. В вертепе горели свечи. Славельщики ходили с ними по домам. За пение награждали деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один носил кузов, а для денег другой хаживал с тарелкой. На рассвете к ним присоединялись гудочники и участвовали в дележе. Хождение со звездою есть общее во всей Руси. Звезда делается из бумаги величиною в аршин, раскрашивается красками и освещается свечами. Мальчики, ходя по улицам, для важности, вертят звезду во все стороны. За свое пение славелыцики получают разные подарки. Рацеи и вирши завелись сначала по бурсам. Славелыщики хаживали до обедни к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами. Рацеи переходили из поколения в поколение и остались только у малоруссов. Славление у взрослых начиналось около полудня. В старину в этом участвовали все сословия. Корнелий Брюин описал нам московское славление. Впереди всех появлялись двое с барабанами и ударяли в них палочками; за ними в санях ехал царь с князьями, боярами и придворными. Входя в дом, пели стихеры и поздравляли хозяина. Хозяин подносил царю в подарок деньги и угощал всех славельщиков. Великий Петр участвовал в славлении. С великолепным поездом, 1702 года, сей государь славил у Бранса и Лупса. Славельщиков записывали в списки и за небытие наказывали плетями. Так, по словам Желябужского, наказан Григорий Камынин. Ныне, вместо славления, взрослые ездят с поздравлением по родным и знакомым. В Малоруссии с 25 декабря начинаются Колядки. В них участвуют взрослые и дети. Колядовщики поют Колядки — песни, в которых величают хозяина со всем семейством, и получают в награду разные подарки, в том числе и свиные кишки. Покойный Гнедич от этих кишок производил Коляду. *** Народный праздник 7 января Календарь праздников. Народный праздник 7 января. По церковному преданию в ночь на 7 января (25 декабря по старому стилю) родился Иисус Христос. Перед рождением Спасителя в Римской империи, к которой в то время относилась и Палестина, проходила всенародная перепись. Мария и ее муж Иосиф, как представители Давидова рода, должны были прибыть в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря. А Назарет, где проживала тогда супружеская чета, отделяло от Вифлеема примерно трое суток пешего пути. Мария, ожидавшая рождения ребенка, не могла идти быстро, поэтому, когда они подошли к городу, все постоялые дворы и гостиницы были уже переполнены, а жители обычных домов не захотели принимать на постой женщину «в тягостях». Не найдя теплого пристанища в городских кварталах, Иосиф и Мария вынуждены были остановиться на окраине Вифлеема в известковой пещере, куда пастухи в непогоду загоняли свое стадо. В этом убогом пристанище вдали от людей, в холодную зимнюю ночь появился на свет Иисус Христос - будущий Спаситель человечества. Календарь праздников. Народный праздник 7 января. Первыми о тайне его рождения узнали находившиеся неподалеку от вертепа (пещеры) пастухи, которым, по преданию, об этом радостном событии возвестил спустившийся с неба ангел. А следом за пастухами в известковую пещеру, где в яслях на соломе лежал новорожденный Богочеловек, пришли волхвы, принадлежащие к трем разным племенам. Старец Мельхиор - халдейский царь, Валтасар - перс по происхождению и юный эфиоп Каспар. Волхвы не были чародеями, как считают многие, их, по нынешним меркам, скорее, можно назвать учеными астрономами или астрологами. Наблюдая за небом, они стали невольными свидетелями рождения новой удивительно яркой звезды, появившейся на небосклоне к востоку от Вифлеема. В ней мудрецы сразу же узнали звезду, о которой прорицатель Валаам предупреждал еще за 1450 лет до Рождества Христова. Согласно его пророчеству, звезда должна была возвестить человечеству о рождении истинного Царя, который станет владеть и править всем миром. Вслед за этой загадочной и нестерпимо яркой звездой, будто указывающей им путь, волхвы и отправились в Иудею, чтобы поздравить Богоматерь с рождением Спасителя и возложить к его ногам свои дары: ладан, золото и смирну. Праздник Рождества Христова считается Величайшим, Всемирным и Радостнейшим. Рождеству предшествует сорокадневный пост, который заканчивается Навечерием Рождества, или Сочельником. А со времен правления римского императора Юстиниана отмечаются и зимние рождественские святки, которые начинаются за неделю до Рождества и продолжаются до самого Крещения. Издавна принято было первую неделю святок называть Святые вечера, а вторую - вечера Страшные. Наверное, от того, что народ в это время уже не столько о благочестии пекся, сколько мирским и даже языческим наслаждениям предавался, занимаясь гаданием, колядованием, пением подблюдных песен и хождением ряженых по домам. Едва наставал первый святочный день Страшных вечеров, как на улице появлялись маленькие выряжонки, в сумерки наряжались подростки, а к ночи уже плясали, пели и «представлялись» взрослые. Девицы любили рядиться в мужское платье, а юноши - в женское. Лица закрашивали сажей, на голову надевали самодельные «кудельные космы», в рот вставляли вырезанные из репы зубы, а к шапкам прикрепляли воловьи рога, превращая порой ряженого в жуткого дьявола. Хотя не меньше любили рядиться цыганами, солдатами и медведями. Вечером орава колядующих носилась по деревне, вваливаясь в избы и вовлекая хозяев в свои шумные игры. А кроме того, на Рождество жгли костры, полагая, что усопшие родители могут возле них обогреться и что от этого огня летом непременно пшеница уродится. Спутывали ножки столов, «привязывая» скотину ко двору. Кормили овец первым испеченным на Рождество блином, чтобы в новом году они здоровыми были. А курам в этот день даже зерна не давали, дабы они летом огородов не копали. Хозяин в рождественскую ночь со двора старался не уходить для того, чтобы ненароком «не вынести из избы достатка и благополучия». А первого пришедшего с поздравлениями гостя принято было на меховой тулуп сажать в надежде на большой приплод ягнят. В разговенье, то есть первое рождественское утро нельзя было пить за завтраком воду - иначе летом на сенокосе от жажды иссохнешь. Не принято было в этот день заниматься «гнутой работой», то есть мастерить обручей, полозьев, хомутов, чтобы скотина без приплода не осталась. А в надежде на урожайный год все, как один, встречали праздник в новых платьях. Что же касается «природных» примет, то их на Рождество было множество, причем все только хорошее предсказывали. Выпавший на праздник снег - большие хлеба ворожил, звездное небо - горох сулило, иней - богатый урожай садовых плодов предсказывал, метель пчелиных старателей радовала, а гладкие дороги густую гречиху обещали. Но какой бы ни случилась в этот день погода, чем бы ни заняты были люди в светлый праздник Рождества Христова, каждый в память о том, как отказали жители Вифлеема Богоматери в ночлеге и ужине, ставил на окошко зажженную свечу, словно приглашал Господа и Богородицу в гости. | |
| | | | Рождество | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|