Общее название магических приемов, так или иначе связанных с сексом (привораживания, отвораживания, составления любовных напитков и проч.). В более узком смысле — учения и ритуалы различных европейских и американских оккультных организаций, которые представляют собой вариации на тему тантрической майтхуны или йони-пуджи: т.н. «европейская тантра».
Оставив в стороне достаточно недостоверные свидетельства авторов, связанных с Инквизицией, можно сказать, что первая целенаправленная попытка использовать тантрические ритуалы была предпринята Ordo Templi Orientis («Орденом Восточного Храма») — оккультной группой, которая была создана на рубеже XIX-XX вв. австрийским богачом Карлом Кельнером (ум. 1905). Кельнер был масоном, много путешествовал и изучал индийскую и арабскую сексуальную магию. Самым известным членом группы был Алистер Кроули, сменивший Теодора Рейса (ум. 1924) на посту главы ордена и оказавший огромное влияние на все его последующее развитие. К деятельности Ordo Templi Orientis причастны многие знаменитости: основатель антропософии Рудольф Штейнер (1861-1916), писатель-каббалист Папюс (1865-1916) и Джеральд Б. Гарднер (1884-1964) — современный адепт черной магии. «Тайное учение» ордена щедро уснащено алхимическими символами и каббалистическими шифрами.
В О.Т.О практиковали сексуальную магию во всех мыслимых формах: аутоэротической, гомосексуальной и гетеросексуальной. Последняя включала в себя половой акт с девственницами и менструирующими женщинами, ритуальный промискуитет и эротокоматозную ясность — особый прием инициации, при котором двое и более адептов (адепток) доводили посвящаемого до полного сексуального истощения: считалось, что в этом состоянии он приобретает способность к восприятию др. реальностей.
Тантрические символы и тайные шифры видоизменялись на «западный» манер: так, например, ваджра стала магическим жезлом, а гханта — мистической розой. «Орден Восточного Храма» существует до сих пор; многие его группы в Англии, Германии, Швейцарии и Соединенных Штатах оспаривают друг у друга свои «права на наследство». Главой английского филиала группы стал в 1989 г. весьма компетентный автор и учитель Кеннет Грант (р. 1924). Согласно недавнему решению федерального суда США, все авторские, наследственные и прочие права на О.Т.О принадлежат его американской секции.
Прекрасным введением в историю, теорию и практику ордена могут служить «Тайные ритуалы О.Т.О»Фрэнсиса Кинга. В одном из руководств, воспроизведенных в этой книге, перечисляются тексты, которые необходимо изучить адепту. Здесь мы встречаем «Ананга-рангу», древнюю «Хатха йога-прадипику» и «Шива-самхиту», «Кама-сутру» и «Благоухающий сад». Судя по публикациям К.Гранта, члены ордена хорошо знакомы с тантрическими калами и мармами. Некоторые ступени посвящения напрямую связаны с овладением той или иной сексуальной техникой. Таковы, например (цитируется по документу времен Кроули, 1923 г.):
Восьмая ступень: теория и практика автосексуальных магических техник (мастурбации), которые использовались, в частности, для освящения талисманов.
Девятая ступень: гетеросексуальный (женско-мужской) священный половой акт, помогающий обрести магические творческие способности.
Одиннадцатая ступень: анальный половой акт (гомо- или гетеросексуальный), призванный омолодить организм.
Великое Божье Братство, возникшее в 80-е годы и, по всей видимости, отпочковавшееся от О.Т.О, придает сексуальной магии первочередное значение. Лидер этой организации, Луис Т. Каллинг, является автором «Учебника по магии секса», трактующего традиционные темы вамачары в духе Алистера Кроули. Три ступени посвящения «Братства» также имеют ярко выраженный сексуальный характер. Это:
1. Алъфаизм. Состоит в соблюдении т.н. магического целомудрия, при котором вся эротическая активность и все половые сношения носят характер религиозного обряда и ритуала. От послушника требуется даже «целомудрие помыслов»: ему разрешается думать о сексе и предаваться эротическим грезам только в момент совокупления.
2. Дианизм. Предписывает половую связь с задержанием семяизвержения. Дианистический половой акт нужно совершать в темноте, чтобы свести до минимума эмоции и личные пристрастия. Участник должен осознать, что совокупляется с «божественной любовницей».
3. Кодош. На этой ступени разрешается доводить половой акт до его кульминации {эякуляции и оргазма). «Потеря» семени уже не считается пагубной, а расценивается как «жертвоприношение».
Ньяса (санскр. «ритуальная защита»)
Тантрическое упражнение, состоящее из прикосновений и визуализаций. Предваряет многие ритуалы, в том числе майтхуну. «Да будут защищены и голова, и лицо, и сердце, и горло, и оба глаза, и уши, и нос, и губы, и зубы, и щеки, и подбородок, и шея, и затылок, и руки, и кисти, и плечи, и спина, и бока, и бедра, и пупок, и ляжки, и ноги, и половые органы, и все части тела. Да защитит их Верховная Сила!» («Маханирвана-тантра»). Адепт притрагивается к различным частям тела партнерши и, отождествляя их с соответствующими божествами, мысленно наполняет их божественной энергией. Это упражнение предохраняет тело от «магической пагубы». Обычно нъясу начинают с правой половины тела: касаются большого пальца ноги, затем ступни, икры, колена, бедра, ягодицы, йони (или лингама), соска, груди (у женщин), ладони, локтя, плеча, губ, носа и макушки головы. Затем, в обратном порядке, освящается левая половина тела. Попутно читаются мантры. «Маханирвана-тантра» предлагает довольно «громоздкую» форму нъясы: макушка головы, лоб, глаза, уши, мочки ушей, ноздри, щеки, губы, зубы, подбородок, шея, кончики пальцев, ладони, запястья, предплечья, плечи, грудь, область сердца, пупок, бедра, лодыжки, подъем ноги, пальцы ног и, наконец, половые органы.
Наиболее популярная форма ньясы — саданга-ньяса:
- прикасаясь ладонью к сердцу, адепт произносит: айм хридайяйя намах;
- прикасаясь четырьмя пальцами ко лбу: ом клим шираси сваха;
- сжав руку в кулак и прикасаясь кончиком большого пальца к темени: ом сахух шикхайяй ва cam:
- сжимая предплечья скрещенными на груди руками: ом сахух кавачакья хум;
- прикасаясь к закрытым глазам указательным и средним пальцами: ом бхувах нетратройяийя ваусат;
- кладя те же два пальца на левую ладонь: ом бхур бхувах пхат.