ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ МАГИЯ ПРЕДКОВ Наш форум посвящен Практической Высшей Магии Предков Темы : Ритуальная и Обрядовая Магия , Колдовство , Чернокнижие , Эзотерика , Любовная Магия , Целительство , Знахарство , Руны , Таро , Талисманы , Амулеты , Обереги , Духовному развитию ! |
Добро пожаловать в наш форум ! |
Ноябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | Календарь |
|
Последние темы | » Заговор на спички от раздора в семьеСб 16 Ноя 2024, 20:15 автор Марго» Навязчивые и пугающие мысли при неврозе-как справиться?Сб 16 Ноя 2024, 20:07 автор Марго» Шесть видов мужской любвиСб 16 Ноя 2024, 20:03 автор Марго» Депрессия. Новый симптом тяжёлой депрессииСб 16 Ноя 2024, 19:58 автор Марго» Разговор без слов эзотерики и психологияСб 16 Ноя 2024, 19:56 автор Марго» Посеешь характер-пожнёшь судьбуСб 16 Ноя 2024, 19:53 автор Марго» Почему сложно изменить свои убежденияСб 16 Ноя 2024, 19:50 автор Марго» 20 ценных советов врача-терапевта Владимира ЛевиСб 16 Ноя 2024, 19:45 автор Марго» Помогать или не помогать?Сб 16 Ноя 2024, 19:42 автор Марго» Родительское выгорание-тревожные признакиСб 16 Ноя 2024, 19:39 автор Марго» Восемь важных видов интеллектов человекаСб 16 Ноя 2024, 19:35 автор Марго» Шесть способов развития себя и своей интуицииСб 16 Ноя 2024, 19:33 автор Марго» О крещении, печатях и «я-туда-не-хожу»Пн 14 Окт 2024, 19:56 автор Марго» Подавленные эмоции не умираютПн 14 Окт 2024, 19:54 автор Марго» Самообман разрушает жизньПн 14 Окт 2024, 19:52 автор Марго» Как копить деньги на похороныПн 14 Окт 2024, 19:49 автор Марго» Каким ты видишь этот мир, таким и он будетПн 14 Окт 2024, 19:44 автор Марго» Кто такие низковибрационные людиПн 14 Окт 2024, 19:38 автор Марго» Энергетические вампиры и эмпатыПн 14 Окт 2024, 19:36 автор Марго» Психологическая травма ставит нашу жизнь на тормозПн 14 Окт 2024, 19:31 автор Марго |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 687, из них зарегистрированных: 1, скрытых: 0 и гостей: 686 :: 3 поисковых систем МаксатБольше всего посетителей ( 848) здесь было Вт 19 Ноя 2019, 07:24 |
ФАЗА ЛУНЫ |
|
|
| Вьюнишник-суббота пасхальной недели | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Марго Администратор ВМП . Практикующая Ведьма специалист по Черной , Любовной , Денежной Магии
Сообщения : 56369 Дата регистрации : 2014-08-23 Откуда : из леса, где много диких партизан
| Тема: Вьюнишник-суббота пасхальной недели Ср 04 Мар 2015, 20:53 | |
| Вьюнишник (вьюнец, вьюнины, вьюнство, вьюнитство, юнины, юнец, оклик /окликание молодых) * Суббота пасхальной недели Обычай весеннего обхода дворов с поздравлением и чествованием молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года.
Вьюнишник Вьюнишник (вьюнец, вьюнины, вьюнство, вьюнитство, юнины, юнец, оклик /окликание молодых) - обычай весеннего обрядового обхода дворов с чествованием и поздравлением молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года, распространенный преимущественно в Среднем Поволжье: Костромской, Нижегородской, Владимирской, Ярославской губерниях. Обычай завершал длительный период послесвадебных обрядов и при помощи публичного оглашения закреплял переход молодоженов в новую социальную категорию женатых хозяев.
Обрядовый обход дворов с окликанием был приурочен к концу пасхальной недели и совершался или в субботу ("вьюнишна", "окликальна" суббота), или в Фомино воскресенье ("кликушино", "кликушно", "кликуншино", "кликунишно"). Состав участников обряда был строго регламентирован по возрасту и полу, хотя и различен в разных локальных традициях. Кое-где "окликалами"/ "вьюничниками" могли быть только женатые мужчины, в других местах - только замужние женщины, а в третьих - мужская молодежь или дети. В Ковернинском у. Костромской губ. в полдень пасхальной субботы начинали ходить "всем обчеством" мужики во главе со "стариками - коноводами". В Гороховецком у. Владимирской губ. "окликальщиками" были парни, которые в субботу утром, до восхода солнца, собирались в группы от 5 до 15 человек. Для совершения обхода они одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары и лучшие бекеши. В Юрьевском у. Владимирской губ. наряду с мужскими обходами были распространены и женские - "бабий вьюнец". В Ковровском у. Владимирской губ. обходы совершались преимущественно женщинами. При этом в группе выделялись две побойчее, которые возглавляли процессию. Одна из них скакала на помеле из мочала, к которому был прикреплен колокольчик, а другая несла елочку, украшенную разноцветными лентами, платками и полотенцами, подобную свадебному символу девичества - "красоте". В Чухломском у. Костромской губ., где обход проводился в воскресенье после обедни, женщина, сидевшая верхом на помеле, держала в руке большую палку, которой трижды стучала в дверь дома молодых перед тем, как потребовать от молодой угощение. В ряде мест по селу одновременно ходили несколько "дружин" окликальщиков, делившихся по возрасту и полу и приветствовавших молодоженов в свое время дня. В Юрьевецком у. Костромской губ. утром и в полдень ходили подростки, мальчики и девочки 10 - 15 лет; к вечеру - женщины, которых позднее сменяли мужчины. В Семеновском у. Нижегородской губ. в 12 часов детей сменяли не женщины, а взрослые мужики, сопровождаемые многочисленными празднично одетыми зрителями.
Окликальщики в сопровождении многочисленных зрителей приходили к дому, в котором жили молодые, становились во дворе или под окнами и исполняли для молодоженов специальную величальную песню - "вьюнец"/"вьюница". В некоторых местах во время пения плясали, выделывая шуточные коленца. Традиция предписывала молодым слушать окликальщиков, сидя в избе у окна; в некоторых случаях при их приближении молодая должна была даже запереть дверь. По окончании пения молодая выходила из дома и одаривала исполнителей. Правила угощения были строго регламентированы: мужчин и парней поили брагой или вином, женщинам давали яйца и пряники, детям, подросткам и молодежи выпечку или мелкие деньги. Иногда плату за величание подавали прямо через окно.
В некоторых местах Владимирской губ. окликальщики - мужчины и женщины - кричали: "Юн да юница, вынеси куличу да перепечу, да сорок яиц" (Юнины. 1857. С. 41) - до тех пор, пока молодые не выходили на улицу с угощением. Сначала у ворот показывался молодой с полуштофом водки и стаканом или небольшим ковшом, за ним следовала молодая, неся на деревянном подносе большой неразрезанный пирог с начинкой и всегда семь крашеных яиц. Молодой потчевал водкой "приятелей", которые, выпив, отламывали от пирога по куску на закуску, а остатки бросали на землю. Яйца к себе в фартук - "запон" забирала одна из женщин. После этого окликальщики отправлялись дальше. Брошенный на землю пирог подбирали мальчишки, которые с веселым шумом и дракой разрывали его между собой, кто сколько успел захватить.
Во многих местах в благодарность за угощение окликальщики произносили благопожелания: "Дай те Бог, молодуха, чтоб у тя всего было вдоволь. Дай те Бог, чтоб у тя, молодуха, было сколько в лесу пеньков - столько бы у тя сынков; сколько в лугу кочек - столько бы у тя дочек". Если же угощения не последовало или молодуха поскупилась, звучали угрозы: "Дай те Бог, молодуха, чтоб у тя народилось сколько в поле огородов - столько бы у тя и уродов" (Соколова В.К. 1979. С. 135).
Обойдя всех молодоженов в своей деревне, окликальщики отправлялись в соседнюю, а вечером устраивали пирушку. В Семеновском у. Нижегородской губ. по окончании такой пирушки девушки шли на гулянье или "разыгрывали хороводы", а парни устраивали состязание в силе, бились "на кулачках" один на один. Во Владимирской губ. крестьянки делили между собой поровну собранные яйца, в том случае, если это не получалось, лишние или все собранные яйца разыгрывались на счастье: ставили на кон и "раскатывали" мячом.
В Чухломской у Костромской губ. предводительница "окликальщиц", стуча палкой о крыльцо, трижды обращалась к молодой: "Молодая молодица, Молодая ты юница, Подай наши яица, Яйца на полице, В коробице. Не даш яйца, пирога конца, Потеряешь молодца, Будешь ветреница. Мы тя в хлев запрем, Помелом заткнем". После третьего стука молодая открывала двери и приглашала женщин со словами: "Соседушки, голубушки, Меня любите и жалуйте, К себе примите в подруженьки". (Зеленин Д.К. 1915. С. 651)
Окликальщицы, войдя в дом, угощались, пели песни и плясали. После их ухода молодуха собирала по деревне девушек и угощала их пирогами. Смысл этого обряда состоял в том, что молодая женщина, прощаясь с девичеством в лице девушек, своих прежних подружек, просила замужних женщин принять ее в свой круг и ввести ее в замужнюю жизнь, признав ее в новом социовозрастном статусе.
Аналогичное значение имел вьюнишник во Владимирской губ., но организован он был иначе. Молодые женщины и бабы собирались после воскресной литургии на открытом месте двумя группами. Молодушки звали к себе в кружок женщин постарше, те под пение песен подходили, и молодухи угощали их пирогами и яйцами, прося принять их в круг замужних женщин. Специальный пирог - "кокура", символический откуп, полагался и для девушек.
По форме и характеру обряд "окликание молодых" близок к другим календарным обходам дворов (см. Колядование, Волочебный обход). "Вьюнцы", исполнявшиеся детьми, схожи с овсенями: в них высказывалась просьба об угощении и звучала угроза в случае, если такого не последовало: "Вьюнец - молодец! Подай пряник да яйцо, Да кокурочку еще. А если не подашь, Посажу в коробок, Повезу в городок, Помелом заткну, Клюкой запру, Да не выпущу..." (Тульцева Л.А. 1978. С. 126)
Типичные вьюнишные песни, исполнявшиеся взрослыми, состоят из трех частей: зачин - обращение с просьбой разрешить окликать молодых, описание того, как окликальщики искали двор и т.п.; основная часть - эпическая, в которой высказывались пожелания благополучия; и заключение - просьба о вознаграждении. Специфической чертой вьюнишных песен является припев типа "Вьюнец молодой, вьюница молодая!", который и является "окликанием". В Костромской губ. вьюнишные песни начинались, например, так: "Ты вставай-ка, молодец, Ты вставай, наш вьюнец! Ты расчесывай кудри Костяным гребешком, Уж ты взгляни в окошко Косящатое! Тебе песню поем, Тебе честь воздаем, Награди-ко нас подарком, Сладким пряничком, Белым сахарным". (Тульцева Л.А. 1978. С. 126)
Или
"О лелю, молодая, о лелю, Ты, вьюная, о лелю, Ты по горнице пройди, о лелю, Покажи свое лицо, о лелю, Да в окошечко, о лелю, Покажи нам молодца, о лелю, Своего-то вьюнца, о лелю, Да пожалуй яичко, о лелю. Еще красненькое, о лелю, Что на белом блюде, о лелю, Да при добрых людях, о лелю!" (Терещенко А. 1848. Ч. 5. С. 16) Основная часть песен часто содержала мотив дерева, растущего посреди двора молодоженов; особо отмечаются его вершина, середина и корень. С одной стороны, дерево и его описание соотносятся с основными этапами свадебного ритуала и браком (сговор, молодая семья, брачная жизнь), а с другой восходят к образу центра и основы мира в мифологии - мировому древу: "...Под вершиной деревца Соколы-то гнезда вьют - они яйца несут, А они яйца несут, молодых детушек ведет! Посередь - то деревца пчелы ярые сидят, Пчелы ярые сидят, много меду надышат, Ах, много меду надышат, Много квасу насытят! У комля-то деревца дубовые столы стоят, Дубовые столы стоят - звончатые гусли лежат. Ах, кому в гусли играть, все поигрывать? Ай, вот играть ли не играть Молодому с молодой. Молодому с молодой, Сыну Сергеюшке, сыну Николаевичу, Еще тешить - утешить молоду свою жену, Все Марьюшку, душу Ивановну..." (Тульцева Л.А. 1978. С. 127)
Являясь частью календарных весенних обрядов, вьюнишник не только знаменовал переход молодых в новую социальную категорию, но также должен был магически повлиять на благополучие в совместной жизни и хозяйстве молодоженов. В некоторых местах Костромской обл. существовало поверье, если в "кликунишно воскресенье" молодую никто не прийдет окликать, она оглохнет.
| |
| | | Марго Администратор ВМП . Практикующая Ведьма специалист по Черной , Любовной , Денежной Магии
Сообщения : 56369 Дата регистрации : 2014-08-23 Откуда : из леса, где много диких партизан
| Тема: Re: Вьюнишник-суббота пасхальной недели Ср 04 Мар 2015, 20:53 | |
| Нижегородские окликальщики исполняли вьюнишные песни молодоженам накануне Красной горки, в пасхальную субботу.
Их вьюнишники отличались большими размерами (до 150-180 строк), особым колоритом, яркой поэтической символикой и отчетливым ритуальным смыслом. Не приводя самых длинных вьюшинных окликаний, дадим в качестве, примера два текста, где содержатся в сжатом виде основные мотивы вьюнишников:
На горе было горе, У Ивана на дворе. Вьюнец- молодец, Вьюница, эй, молодая! Вырастало деревце Да кипарисовое. Как во этом деревце Да три угодьица: По вершине деревца Да соловей песни поет, Посередь-то деревца Да пчелы яры гнезда вьют По корень-то деревца Да тут беседушка стоит, Во беседушке сидит Да удалой-от молодец, Молодой-от молодец Да Иванушка господин. Иванушка господин Да с молодой своей женой, С молодой своей женой Да с Прасковьей молодой.
У Василья во дворе Вырастало деревцо, Вьюница молодая! Вырастало деревцо Кипаристо-высоко, Кипаристо-высоко, Оно листьем широко, Оно листьем широко, Златоверховато. Что во этом деревце Три угодья хороши: Во комли-то деревца Кровать нова тесова, Кровать нова тесова, Перинушка пухова, Перинушка пухова, Подушечка парчова. На перине пуховой, На подушечке парчевой, На подушечке парчевой Спит вьюнец-молодец, Спит вьюнец-молодец Со вьюницей со своей, Со вьюницей со своей Со Прасковьей госпожой. Ты поди-тка буди
Свою молоду жену, Прасковью госпожу, Дочь Ивановну! «Отвыкай, отвыкай Своеё стороны Своеё стороны Свово батюшки, Свово батюшки, Своей матушки! Привыкай, привыкай Ко моей стороне, Ко моей стороне, К моему батюшке, К маму батюшке, К моей матушке!» «Я ко свекру привыкала, Я рубашечки шивала, Я к свекрови привыкала, Я кросенца дотыкала, А к деверьям привыкала, Воды на руки давала, Я к золовкам привыкала, Русы косы плела, Я ткала, я пряла, Я шелком шила, Я шелком шила И по золоту ходила! Отпирай, отпирай Все окованы концы! Вынимай, вынимай Все парчовы кошели, Все парчовы кошели, Все кошелочки, Все кошелочки, Все мошоночки! Оделяй, оделяй Нас певцов-молодцов! Нас певцов-молодцов Хоть по денежке, Хоть по денежке, По копеечке, Либо по склянице вина, Либо пива силова! Покатися, яйцо, С высокого терему! С высокого терему, Не сшибися с шалому!
| |
| | | Марго Администратор ВМП . Практикующая Ведьма специалист по Черной , Любовной , Денежной Магии
Сообщения : 56369 Дата регистрации : 2014-08-23 Откуда : из леса, где много диких партизан
| Тема: Re: Вьюнишник-суббота пасхальной недели Ср 04 Мар 2015, 20:53 | |
| Вьюнец
Вьюнец принадлежит к незапамятным, старым русским обрядам. Этот обряд, доселе не вполне объяснимый, упоминается в 25 вопросе Стоглава: «И на Радуницу Вьюнец и всяко в них бесование». Остатки сего обряда состоят в хождении по улице — с въюнитством, в пении обрядных песен в честь новобрачных. Вьюнец справляют в одних местах в субботу на Святой неделе, в других в Фомино воскресенье. Вьюницкие песни помещены в первом томе Сказаний.
В селениях Семеновского уезда Нижегородской губернии Вьюнец справляют в субботу на Святой неделе. Там поселяне сбираются с рассветом за околицею, а потом толпою ходят по улицам. Подходя к дому, они поют песни. Молодые угощают взрослых вином, а детей оделяют деньгами. Вечером на эти деньги покупается вино и пряники. Девицы разыгрывают хороводы, а молодцы бьются на кулачки и борются один на один.
В Переславле-Залесском народ хаживал по улицам для отыскания молодых, вьюна и вьюницы. Подходя к их домам, холостые приговаривали у окон: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Молодые обязаны были выдавать из окна кулич, окрашенные яйца, поить вином и брагой. В селениях Нерехтского уезда ходят ребята беседами по домам и поют под окнами: «Вьюн да вьюница, давай яйцо; а не дашь яйцо, придет ветрица». Окликальщикам выдаются яйца, а где есть новобрачные, там угощают их вином и брагой. Собранные яйца употребляют на яичницы. В Галиче хождение народа происходит ночью, до самого рассвета. Вьюнишники распевают под окнами: «Юница, молодица! подай яйцо в перепечу». Молодые угощают ребят вином и брагой, детей ладышками и казанками, девиц пряниками и красными яйцами.
| |
| | | | Вьюнишник-суббота пасхальной недели | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|