Каков православный взгляд на соотношение благодати и свободы? Преданием
Восточной Церкви всегда утверждалась синэргия Божественной благодати и свободы
человека: "Мы соработники (cruvepyot) у Бога" (1 Кор. 3, 9). Свт. Феофан
Затворник (Вышенский) так говорит: "Человек совершает дело своего спасения с
помощью благодати Божией". Учение о спасении как о соработничестве связано с
антропологией восточных Отцов. Для Восточных отцов благодать не есть нечто
внешнее, извне приданное человеческому естеству, она укоренена в самом акте
сотворения человеческой природы. Поэтому в образе мыслей восточных авторов
благодать и человеческая свобода проявляются одновременно и не мыслятся одна без
другой. Благодать Божия проявляется в немощи нашего естества как всесильная, но
без уничтожения нашей свободы, без подавления или устранения наших естественных
сил, но, напротив, с предоставлением им свойственного им поприща деятельности.
Конечно, благодати принадлежит преобладание в совершении спасения, но это никак
не умаляет и значения человеческой свободы.
Ключ к правильному пониманию соотношения благодати и свободы - орос IV
Вселенского Собора. Во Христе Божественная природа преобладала над человеческой,
однако при существовании и проявлении воли человеческой, которая свободно
подчинялась Божественной. Так и в нас, созданных по образу Его, могущественное
действие Божественной благодати не сопровождается насилием и подавлением
человеческих сил, а ведет к свободному подчинению их высшей силе. Таким образом,
благодати принадлежит первенство в деле спасения, собственно благодать наше
спасение и совершает. Можно сказать, что благодать есть причина нашего спасения,
ибо ею совершается обожение нашего естества. А человек своей свободной
деятельностью обеспечивает необходимые, но отнюдь не достаточные для спасения
условия.
Для лучшего понимания проблемы соотношения благодати и свободы необходимо
определить более точно само понятие "свобода". В каком смысле мы говорим о
свободе? Во-первых, под свободой мы понимаем формальную свободу, т. е.
возможность выбора из нескольких возможностей, в том числе и выбора между добром
и злом. Формальная свобода неистребима в человеке и сохраняется даже в аду.
Во-вторых, мы говорим о свободе нравственной, под которой понимается возможность
следовать своему выбору и реализовать то, что выбрал. Такая возможность у
человека всегда ограничена, греховный мир и наше падшее естество многоразличными
способами ограничивают нашу свободу. Об этой несвободе человека говорит ап.
Павел: "Желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу,
доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю". (Рим. 7,
18-19). Именно эту свободу имел в виду Господь Иисус Христос, когда говорил:
"Познайте истину, и истина сделает вас свободными". (Ин. 8, 82). Когда мы
говорим, что благодать не упраздняет человеческой свободы, то имеем в виду
формальную свободу. Благодать формальной свободы не упраздняет, она лишь
споспешествует в реализации нашего выбора, укрепляет человека, помогая ему
двигаться в выбранном направлении, или, наоборот, тормозит его деятельность,
если выбор оказывается неправильным, не соответствующим воле Божией.
В чем состоят субъективные условия спасения, и какова роль человеческой свободы
в устроении спасения? Направленность человеческой воли к Богу и открытие сердца
к принятию благодати. Господь говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто
услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со
Мною". (Апок. 3,20). Об этом говорит прп. Макарий Египетский (Духовные беседы):
"Воля человеческая есть как бы существенное условие, если нет воли, Сам Бог
ничего не делает, хотя и может по свободе Своей". Так же учит и свт. Иоанн
Златоуст: "Благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех,
которые не хотят ее и отвращаются от нее, постоянно против нее воюют и
противятся ей";
"Бог не принуждает никого, если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше
невозможно не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он
принуждать никого не хочет". Таким образом, благодать не является силой,
действующей в человеке непреодолимо.
Восточные отцы утверждают, что человек может свободно направлять свою волю
вопреки благодати. Эта мысль находит подтверждение в Свщ. Писании. Так,
первомученик архидиакон Стефан обвиняет иудеев: "Вы всегда противитесь Духу
Святому, как отцы ваши, так и вы" (Деян. 7,51). Aп. Павел предупреждает: "когда
услышите глас Его (Святого Духа - О.Д.) не ожесточите сердец ваших" (Евр.
3,7-
, т.е. человек может в ответ на обращенный к нему призыв Божий ожесточить
свое сердце. Примером того, что благодать не устраняет человеческой свободы,
является проповедь Христа Спасителя, которую принимали далеко не все. Например,
Гали-лейские города, которые, несмотря на все усилия Спасителя, не покаялись.
Благодать - это присутствие в нас Бога, и оно требует с нашей стороны
непрестанных усилий. По мере нашего подвига благодать все более и более в нас
раскрывается, оказывается присвоенной, говоря словами прп. Серафима Саровского,
стяженной человеческой личностью. У ап. Петра читаем: "Как от Божественной силы
Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, ...то вы, прилагая к
сему все старание, покажите в вере вашей добродетель" (2 Пет. 1,3-5), т. е.
несмотря на то, что вся полнота даров в Церкви нам сообщена, мы должны прилагать
все старание для того, чтобы иметь возможность ими воспользоваться.
О необходимости подвига, усилия со стороны человека для спасения многократно
говорится в Свщ. Писании. Сам Господь говорит: "Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие, восхищают его". (Мф. 11,12). О синэргии Божественной
благодати и человеческих усилий говорит ап. Павел: "Со страхом и трепетом
совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие
по Своему благоволению". (Флп. 2, 12-13). Если таких усилий со стороны человека
нет, то благодать не принесет плода и может оказаться "тщетной". Ап. Павел
увещевает коринфян: "Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята
вами" (2 Кор. 6,1). Об этом же говорит апостол и в 1 Кор. (15, 10): "Благодать
Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а
благодать Божия, которая со мною".
Если человек ведет недолжный образ жизни, благодать Божия отходит от него,
человек своей греховностью как бы вытесняет из себя Бога: "Наблюдайте, чтобы кто
не лишился благодати Божией" (Евр. 12, 15). Таким образом, благодать дается
человеку не безусловно, а в зависимости от образа его жизни.