Слову "благодать" соответствует в греческом языке слово o^dptc,, в латинском -
слово gratia. Древние греки и римляне этими словами выражали понятия о приятных
свойствах лица или предмета (красота какой-то вещи или произведения искусства,
красота физиономии, красота речи, движения, поведения и т.д.). Второе понятие,
выражаемое этими словами, связано с чувствованиями, которые эти предметы или
лица возбуждают в окружающих людях (такие душевные состояния, как сочувствие,
благоволение, милость, милосердие, благодарность, благоугождение и т.п.). В
древнееврейском языке, языке Ветхого Завета, слову "благодать" соответствует
слово gen. В своем первоначальном значении оно указывает на свойства предметов,
возбуждающие у людей чувства эстетического удовольствия и удовлетворения. Пример
такого употребления слова gen, мы видим в книге Ек. 10,12: "Слова из уст мудрого
- благодать", т. е. слова мудрого человека доставляют удовлетворение слушающему.
Чаще в Ветхом Завете это слово используется для обозначения симпатических
чувствований, возникающих между людьми, таких как благосклонность,
благорасположение. Например, в Исх. (3, 21) Бог говорит: "И дам народу сему
(т.е. Израилю) милость в глазах Египтян". Нередко это слово выражает отношение
Бога к человеку, например, в Быт. (6,
: "Ной же обрел благодать пред очами
Господа Бога". Авраам, когда было ему видение Троицы (Быт. 18,3), воскликнул:
"Владыко, если я обрел благоволение пред очами Твоими". Таким образом, этим
словом выражается милость и благоволение Бога к человеку. В Новом Завете слово
"yapig" употребляется иногда применительно к людям и отношениям, которые
складываются между ними. Например, песнь ангелов при рождении Христа Спасителя:
"Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2,14), т.е.
благорасположенность людей друг к другу. Иногда этим словом в Новом Завете
обозначаются некие блага, причем не только духовные, но и те материальные,
которые имеют духовное значение. В частности, ап. Павел этим словом называл
пожертвования, которые он собирал для Иерусалимской Церкви. В 1 Кор. 16,3
милостыня для бедствующих церквей названа словом "благодать" (в синодальном
переводе - "подаяние").
В 2 Кор. (8,7) ап. Павел, перечисляя добродетели, которыми обладают коринфские
христиане, напоминает им о необходимости жертвовать бедствующим церквам:
"Изобилуйте и этой добродетелью (^dpin)". Иногда это слово употребляется и по
отношению к чисто духовным понятиям: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст
ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать
слушающим" (Еф. 4,29).
Чаще всего в Новом Завете слово "благодать" используется для выражения отношения
Бога к человеку, в этом случае оно может иметь два смысла.
Во-первых, это слово может употребляться в значении Божественного свойства. В
этом случае благодать трудно отличить от таких свойств Божиих, как благость и
любовь. Более всего благодать сближается с понятием милости (греч. ^dpic,), т.
е. выражает любовь Божию к падшему человечеству, которое не заслуживает
Божественного к себе благорасположения. Возможно, "благодать" имеет несколько
больший динамический оттенок, характеризует не столько свойство Божие само по
себе, сколько Его действие в отношении человека.
Примеры такого употребления слова "благодать" в Свщ. Писании. О Пресвятой
Богородице сказано, что Она "обрела благодать (ё^еос) у Бога" (Лк.1,30). В том
же смысле это слово употребляется в 1 Пет. (4,10), где о служителях Христовых
сказано как о "добрых домостроителях многоразличной благодати Божией", т. е.
милости Божией, которую Бог изливает на людей многоразличными способами через
Своих служителей.
В 1 Пет. (5,10) Бог называется "Богом всякой благодати". У ап. Павла читаем:
"Бог же силен обогатить вас всякою благодатью" (2 Кор. 9,
, т.е. этим словом
названа вся полнота духовных даров, которую Бог сообщает человеку. У ап. Павла
это же слово может означать милость Божию к падшему человечеству, явленную в
деле Искупления, например, в Тит. (2,2):
"Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков".
Во-вторых, слово "благодать" может означать полноту любви и милости Божией,
явленной в Искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы,
которая усвояет людям плоды Искупления, возрождает их и вспомоществует им
соделывать свое спасение. Когда речь идет о благодати во втором смысле, т.е. как
о Божественной силе, действующей на человека и в человеке, слово J,dpic, часто
заменяется словом 5dva(J.i (что буквально означает "сила". Незадолго до
Вознесения Господь сказал ученикам: "Но вы примете силу (5i}vot(-iiv), когда
сойдет на вас Дух Святый" (Деян. 1,
.
В учении ап. Павла благодать в узком смысле слова есть некоторая сила, которая
живет и действует в человеке:
"Господь сказал мне: довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в
немощи. И потому я гораздо охотней буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала
во мне сила Христова" (2 Кор. 12,9).
"Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился (имеются в
виду другие апостолы. - О.Д.); не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною"
(1 Кор. 15,10).
"Тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол. 1,29).