Воскресение Иисуса Христа из мертвых - событие настолько не укладывающееся в
рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам
и апостолам, которых Господь Сам в течение нескольких лет готовил к восприятию
этой истины. Даже после того, как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из
учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысль о Воскресении. Ап.
Фома упорствует в своем неверии даже после того, как более десятка учеников
Христа свидетельствовали ему о Воскресении и явлениях Воскресшего.
Каковы доказательства реальности Воскресения? Прежде всего - пустота гроба.
Сразу после погребения иудейские первосвященники приходят к Пилату и просят его:
"...прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не
украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых" (Мф. 27, 64). После
Воскресения, когда гроб оказался пуст, те же вожди иудейского народа подкупают
воинов, несших стражу возле гроба, и говорят им: "...скажите, что ученики Его,
пришедши ночью, украли Его, когда мы спали" (Мф. 28,13). Сама по себе пустота
гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не
остались погребальные одежды, поскольку снять эти одежды с тела умершего было
практически невозможно. Именно это обстоятельство и заставило Иоанна Богослова
уверовать в действительность Воскресения (Ин. 20,6-
. Кроме пустоты гроба и
наличия погребальных одежд, действительность Воскресения подтверждается
многочисленными явлениями Воскресшего ученикам.
В прошлом столетии либеральная критика пыталась объяснить эти факты
естественными причинами. Примером такого объяснения может служить так называемая
теория мнимой смерти, которая принадлежит либеральному немецкому теологу первой
половины XIX века Шлейермахеру. Согласно этой гипотезе, Христос на Кресте впал в
летаргический сон, а попав во гроб, где было холодно и сыро, пришел в чувство.
Сам, непонятно каким образом, Он вышел из гроба и потом являлся ученикам, пока
не выздоровел. Несостоятельность подобного рода предположения очевидна, потому
что смерть Спасителя была несомненной, отрицать ее действительность невозможно.
Если бы даже Господь и в самом деле впал в некое подобие летаргического сна, то
прободение ребер копьем не могло оставить никаких шансов остаться в живых. К
тому же невероятно, чтобы больной, тяжело раненный человек мог отвалить огромный
камень, который не могли сдвинуть с места несколько человек. Кроме того,
рассматриваемая теория несостоятельна и нравственно, потому что она предполагает
со стороны Самого Христа ложь и обман, что противоречит нравственному облику
Иисуса Христа, запечатленному в Евангелии.
Существует и другая попытка объяснения явлений Воскресшего, в основу которой
кладется такое явление, как массовые галлюцинации, иногда действительно имеющие
место. Но и эти объяснения не дают ответа на вопрос, откуда произошла вера
учеников в Воскресение - вера, вдохновившая и на апостольскую проповедь, и на
мученичество. Без признания факта Воскресения невозможно дать логическое
объяснение всем последующим событиям церковной истории.