Почему именно Голгофа, смерть на Кресте, является кульминационным моментом всего
служения Христова, Его искупительного подвига? Рационально во всей глубине
понять эту тайну мы, конечно, не можем; но возможно высказать некоторые
соображения по этому поводу.
Во-первых, именно на Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку.
Так учит ап. Павел: "Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер
за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5,
, т. е. для апостола главное
доказательство любви Бога к человеку - это смерть Христова на Кресте.
О Крестной смерти как об откровении Божественной любви говорит и святитель
Филарет (Дроздов) ("Слово в Великий Пяток", сказанное в 1816 году). "Вниди во
внутреннее святилище страданий Иисусовых. Что там? Ничего, кроме святыя и
блаженныя любви Отца, и Сына, и Святаго Духа ко грешному и окаянному роду
человеческому. Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа
торжествующая силою Крестною. Так возлюбил Бог мир".
Крестная смерть - это завершение кеносиса, т. е. истощания и самоуничижения
Божества. "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но
уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до
смерти и смерти крестной..." (Флп. 2, 6-
. По aп. Павлу, крестная смерть - это
предел послушания, ради которого Сын добровольно Себя уничижает, отказа аясь от
всякой Божественной власти и Божественных почестей.
В Воплощении Христос свободно принимает все последствия нашей падшести. В.Н.
Лосский ("Догматическое богословие", стр. 270-271) говорит: "Сын принимает
позор, бесчестие, проклятие. Он берет на Себя объективное состояние греховности,
подчиняет Себя условиям нашей смертности. Отказываясь от Своих царственных
преимуществ, Он все глубже и глубже со-крывает Свою славу в страдания и смерть,
ибо Ему надлежит обнаружить в Своей собственной плоти, насколько человек,
которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя
грехопадением". Крест - это предел истощания, когда Господь принимает крайние
последствия грехопадения, включая богооставленность и смерть. Богооставленность
выражается в словах: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27,
46). По словам В.Н. Лосского (стр. 271):
"Единственный способ победить смерть - это позволить ей проникнуть в Самого
Бога, в Котором она не может найти себе места".
Но предел уничижения есть одновременно и переход к славе, начало прославления
Христа по человечеству. Первосвященническая молитва начинается обращением Христа
к Отцу:
"...прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде
бытия мира" (Ин. 17,5), т.е. та слава, которую Сын имел в той же полноте, что и
Отец до сотворения мира и которой по Божеству Он всегда обладал, должна
открыться и в Его человечестве. Но путь к этому прославлению чежит через
всецелое послушание, всецелую отдачу Себя Отцу, через Крест и смерть. О том, что
смерть является началом этого прославления, говорят вышеприведенные слова ап.
Павла (Флп. 2, 9-11): "...Посему (т.е. вследствие послушания до смерти. -
О.Олег) и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем
Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык
исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца". Таким образом, Крестной
смертью запечатлевается полнота послушания Сына Отцу, отсюда - и полнота
единения Сына с Отцом не только по Божеству, но и по человечеству.
Х.Яннарас пишет (стр. 163): "Христос предает Себя смерти, одновременно
отказываясь от всякого стремления к автономному существованию по образу твари.
Для Него жизнь и бытие неразрывно связаны с Отцом и возможны лишь при условии
безоговорочного предания Себя воле Отца". Полнота этого предания воле Отца, а
значит и единения с Отцом, выражается в словах, произнесенных на Кресте: "Отче!
в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23, 46).
Таким образом, если Воплощение есть победа над грехом и основание для
восстановления союза между Богом и человеком, то Крестная смерть есть
освобождение от проклятия как следствия греха: "Христос искупил нас от клятвы
закона, сделавшись за нас клятвою" (Гал. 3, 13). При этом апостол ссылается на
Втор. 21, 23: "...проклят всяк, висящий на дереве".
Проклятие, по определению "Пространного катихизиса", есть "осуждение греха
праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на Земле зло, в наказание
человечества". Осуждение выражается прежде всего в отлученности человека от
Бога, в том, что Бог лишает человека общения с Собой. Крестная смерть снимает
проклятие и возвращает эту возможность. X. Яннарас объясняет это следующим
образом (стр. 164): "Преобразовать навязанную человеческой природе грехом
всеобщую неизбежность смерти в столь же всеобщую возможность причастия к
нетленному и бессмертному образу бытия. Ради этой цели Христос по доброй воле
принимает смерть, чтобы претворить последнее следствие человеческого бунтам
свободу любви и послушания воле Отчей". Тем самым все условия существования
падшего человеческого естества, включая и самую смерть, преобразуются в условия
спасения. С этого момента смерть для людей - это уже не тупик, а дверь в
Царствие Божие. Свидетельством этого являются слова Спасителя, обращенные к
благоразумному разбойнику: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю"
(Лк. 23, 43).