МАЙ
17 мая по старому стилю (30 мая по новому) Суббота
Попразднество Вознесения (
.
Свв. ап. Андроника, единаго от седмидесяти, и Иунии, помощницы его (I) [4].
Свв. мч. Солохона, Памфалона и Памфамира (Памфара) воинов (284-305). Иже во свв. отца нашего Стефана, архиеп. Царя-града (893).
Св. мч. и исп. Елеазара, в Олонце за древлее благочестие сожженнаго (2-я пол. XVII).
На лит. Ап. Деян. 43, Сол. 270, Ев. Ин. 48, Ин. 16.
Святой
апостол от 70-ти Андроник и его помощница в апостольских трудах святая
Юния были родственниками апостола Павла. Они много потрудились,
проповедуя Евангелие язычникам, о чем упоминает апостол Павел в Послании
к Римлянам: "Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников
со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших
во Христа" ( Рим. 16, 7). Святой Андроник был рукоположен во епископа
Паннонии, но проповедь его и святой Юнии распространилась и в другие
страны, далеко за пределы его епархии. Трудами святых Андроника и Юнии
утверждалась Церковь Христова, язычники обращались к Богопознанию,
многие языческие капища прекратили свое существование, вместо них
возникали христианские храмы. Из службы в честь этих святых известно,
что они мученически пострадали за Имя Христово.
В V веке, при
императорах Аркадии и Гонории, их святые мощи были обретены в предместье
Константинополя вместе с мощами других мучеников "иже во Евгениевых"
(память 22 февраля).
Благочестивому клирику Николаю Каллиграду
было откровение о том, что среди этих 17 мучеников находятся также мощи
святого апостола Андроника. Впоследствии на этом месте был построен
величественный храм.
ИЮНЬ - ИЮЛЬ
8 июля по старому стилю (21 июля по новому). Вторник +
Празднование
явлению иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани (1579) [Пл]; имеет
нарочитую благодать дара прозрения ослепших очес.
Свв. влмч.
Прокопия, матери его Феодосии и иже с ними Антиоха и Никострата (303)
[6]. Воспоминание знамения, явльщагося от иконы Пресвятыя Владычицы
нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Благовещения, во граде Великом
Устюге (1290) [6]; служба соединена со службой св. Прокопию устюжскому.
Св. блаженнаго Прокопия, иже Христа ради уродиваго, устюжскаго чудотворца (1303) [Пл].
Св. мч. Авды (IV). При. отца нашего Феофила мироточиваго, афонскаго (1548).
Св. прав. Прокопия устьянскаго (XVII).
Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы «Умиление» в Великом Новгороде (1337).
Древлечтимые
списки Казанская иконы Пресвятыя Богородицы: Ярославский (1588),
Богородско-Уфимский (1621), Вязниковский (1624; под Владимиром),
Нижнеломовский (1643; под Пензой), Глумовский (164; под Суздалем),
Губинский (XVIII; под Москвой).
Служба в честь Казанския иконы
Богородицы, свв. влмч. Прокопию и иже с ним — на павечернице, прочие
службы дня сего при повседневном служении поются во ин день, при
неповседневном оставляются.
На утр. Ев. Лк. 4.
На лит. прокимен, аллилуйя и причастен токмо Богородице, Ап. Кор. 136, Евр. 320, Ев. Мф. 57, Лк. 54.
Аще храм Казанския иконы, дневные Ап. и Ев. на лит. не чтутся.
Явление
иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года,
в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель
русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани,
вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это -
знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел
обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом
Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым
князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный
водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было
освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом
Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан
(память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав
Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем
Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6
ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия
среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года
чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди
Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников.
Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в
земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические
труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им
Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года
страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского,
истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля.
Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на
христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и
поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного
падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле,
будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал
вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места
начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери
Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее
икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными
исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды
являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона.
Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели
святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства
архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во
имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным
ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани,
воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два
слепца - Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани,
изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в
1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления
храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую
икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие
обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском
храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то
время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612;
память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи
митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях,
очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая
Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С
большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления,
совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись
"Повести" - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком
воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской
иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно
присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре
всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери,
явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала
особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не
случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы
(празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому
типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка
Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в
исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год
явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался
знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа,
казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся
присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным
образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские
землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие
тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое
плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
Православные
воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной
самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII
столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия
(1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь
возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген,
Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой
Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.
В трудные дни,
когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и
нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь
под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в
Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому
войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали
грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом
Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все
города пишите... везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись
на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий
Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские
дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в
Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение
под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные
трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток
оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство
на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и
усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа
на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший
из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ
Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13
апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным
светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25
сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны;
предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость;
заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".
Как бы
в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от
болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским
воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска,
воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а
через 2 дня - Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины
торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону.
На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля
архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы,
сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух
чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной
Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий
Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую
икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы,
на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади
был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках
Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в
новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском
Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от
поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в
честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование
совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В
многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на
Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского
народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной
Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей
Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в
бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за
всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся
спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".
Благодатным
осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей
Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством
ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения
человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы.